Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 119 Ошанина), «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, стихи М. Матусовского), «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, стихи М. Матусовского), «Вернулся я на Родину» (муз. М. Фрадкина, стихи М. Матусовского), «Хотят ли русские войны» (муз. Э. Колмановского, стихи Е. Евтушенко), «Давайте восклицать… (Пожелание друзьям)» (муз. и стихи Б. Окуджавы) и многие другие. Традиционными вариантами (типами, архетипами) примирения в отечественной литературе и искусстве становятся: 1. Примирение героя с окружающими, современниками, основанное на прощении, принятии исповеди, покаянии (таков, например, герой стихотворения И.А. Чернухина «Терпение»: «…И как волк зарыдает на воле / По судьбе перекатной своей, / По земле, по её убиенным… / Он простит за измену людей, / Но себе не простит он измены…» [16, с. 121]). Не могут выстрелить в спину, пойманному и тотчас отпущенному в первые часы тишины немецкому солдату, советские разведчики, герои фильма М. Хуциева «Был месяц май» (1970, авт. сцен. – Г. Бакланов (по рассказу «Почём фунт лиха»)). И не только потому, что вот-вот официально наступит мир, но и потому, что душа каждого, кто с лихвой хлебнул горя, крови, смертей, радуется долгожданному покою, неге, ласковому майскому солнцу. Фильм начинается с хроникальных кадров последних боев в самом логове фашистской Германии. Зритель слышит яростные залпы «Катюш», вой снарядов, видит перебежки воинов под шквальным огнём, последние схватки с врагами на лестницах Рейхстага, взмывающее в небо знамя Победы в столице поверженного врага. А потом неожиданно наступает звенящая тишина под нежным майским солнцем, которая обнимает доживших до мира наших воинов, начинающих привыкать к мирной жизни. Зритель видит первые часы мира, которые победители встречают на земле Германии. И удивительным является то, что эти люди, годами не снимавшие гимнастёрок и сапог, привыкшие выполнять приказы (в случае с нашими героями – брать языка), оказавшись на территории вчерашнего врага, не пытаются показать своё превосходство и пр. Напротив, они открыты и улыбчивы к хозяевам хутора, на котором оказались. И даже языковой барьер не помеха для общения. И ничто уже, кажется зрителю, не разрушит этой мирной атмосферы, в которой воины-победители привыкают к миру, с уважением знакомятся с укладом немцев, галантно общаются с миловидной фрау Рашке. Объединившись против зла, выстрадав эту победу вместе со своим народом в многолетней битве с фашизмом, советские солдаты и офицер, герои фильма, великодушны по отношению к немцам, хозяевам деревушки, в которой оказались волею судьбы. Несколько дней жизни без войны, казалось бы, заставляют забыть о ней, о лишениях, утратах. Но опьянение воздухом мира неожиданно сменяется страшным отрезвлением, вызванным страшной правдой о войне, о концлагерях, о тех, кто, встретив советских воинов на немецкой земле, надеялся скрыть своё нацистское прошлое. И в ушах постоянно звучат вопросы победителей, ошеломлённых циничной «правдой» войны тех, кто был по ту сторону, кто и сегодня остаётся врагом: «Свиней стрелять нельзя! Людей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=