Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 105 еще до принятия христианства. Кроме того по узорам и символам вышивки определялась принадлежность к роду. Мужчины имели нательную одежду, то есть исподнее мужское платье, которое называлось порт а ми. Порты шили из домотканого льняного холста широкими для свободы движения или из шелковой ткани. Штанины заправлялись в сапоги, сверху на талии подвязывались шнурком под рубахою. Поверх портов надевались штаны , которые шили из дорогой парчи, а теплые из тонкого сукна различных цветов, преимущественно красного, малинового, желтого. Из челобитной 1634 года Ивана Новокщёнова, челобитной 1636 года боярского сына Сахарова, челобитной 1646 года Шуянина Матвея Москвитина о покраже вещей и денег: «…да двои порты с станками – цена четыре рубли … три портки с тачки, цена 35 алтын, … штаны сукно червчатонастрафиль один рублев, ... да штаны лазоревы цена полтора рубли…» [3, c. 87, 334, 336]. Для светской знати и зажиточных Шуян было характерно большое количество одежд, их добротность и эстетическая красота. Кроме рубахи, портов исподней мужской одеждой служил зипун – распашная одежда с застежкой встык, длиной до колен. У богатого сословия зипун надевали на рубаху и шили из шелковой дорогой привозной из заморских стран ткани белого цвета. Вокруг талии зипун опоясывался. Рукава могли быть из другой дорогой ткани с узором золотыми нитями. На зипун надевали тонкий воротник – обнизь, украшенный жемчугом, драгоценными каменьями. Обнизей у Шуян имелось много, и их пристёгивали по мере надобности. Зипун так же шили из сукна. Из челобитной 1634 года Ивана Новокщёнова о покраже вещей и денег: «… платья зипун темно-синь, сукно аглинское, – цена три рубли десять алтын, … да зипун светло-сер – цена тридцать алтын, …» [3, c. 335]. У менее состоятельных жителей – из челобитной 1623 года Шуйского иконописца Василья Иванова: «…да зипун сермяжной…» [3, c. 51]. Заимствованной одеждой у татар был кафтан , длиной до пят. Чтобы показать расшитые золотом сафьяновые сапоги кафтан был до середины икр. Длинные рукава, признак знатности, собирались в складки и закреплялись запястьями вышитыми золотом, серебром, жемчугом и даже дорогими каменьями. Кафтан по разрезу, украшался тесьмой и золотым или серебряным кружевом, а также нашивками из дорогих тканей для завязок и пуговиц. Застёгивали кафтан на правую сторону. В более поздних кафтанах на груди пришивали до 30 пуговиц, а нижняя часть оставалась, не застёгнута. Воротники были узкие, чтобы была видна обнизь зипуна или рубахи. Иногда к кафтану пристёгивали отложное ожерелье-обнизь, расшитое золотом и усыпанное жемчугами: «… ожерелье низанное ворефить, пуговицы золотые, в нем камышки яхонты, да изумруды, да крепки зерны бурмицкие …» [3, с. 75]. Подол кафтана окаймлялся полосою дорогой ткани другого цвета. Подкладка кафтана могла быть из ткани менее дорогой, или очень дорогой шелковой ткани красного цвета. Подкладку можно было хорошо разглядеть, когда мужчина ехал верхом, так как полы кафтана подворачивались [7, с. 122]. Из челобитной 1636 года боярского сына Сахарова, из духовной памяти 1650 года жительницы города Шуя Натальи Толоченовой, относящейся к светской знати,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=