Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 104 стойко держались своих старинных обычаев, как в быту, так и в костюме» [6, с. 169]. Русские люди старались сохранить традиции Древней Руси. К народным традициям наряду с праздниками, обрядами, обычаями относится и костюм. После крещения Руси в костюме уже были изменения. Торговые сношения с Византией внесли изменения в костюм, наделив его изобилием одежд и украшений и придав костюму роскошь. Князья, сановники стали носить длинные, широкие одежды на восточный манер. Затем все сословия русского народа стали подражать греческим нарядам. Но под влиянием монголо- татарского ига в костюме к XV веку так же появились новые черты, но красота русского костюма была сохранена. Поскольку на Руси холодного времени года больше, то и одежды были длинными, тяжелыми, «подбитые» мехом – монументальные, статичные за счет увеличения объемов и ширины. Появилось много распашных одежд, таких как зипун, кафтан, шуба, сарафан [11]. К XVI веку на Руси серьёзно проявлялись социальные различия в костюме. Это сказывалось на ассортименте текстиля, частично на покрое и количестве одновременно надеваемых одежд. Ткани для пошива одежд знати использовались как местного домашнего производства – тонкие льняные ткани, тонкое сукно, так и привозных – парча , алтабас , аксамит , бархат вышитый серебром и золотом, атлас, сатин и др. Кроме того использовались дорогие меха, которые шли на отделку костюма. Расширилась колористическая гамма тканей. Цвет, фактура тканей, внешность, возраст учитывались при пошиве одежды. Одежды знати города Шуи XVII века были красивы, красочны, гармонично сочетались с образом жизни, нравами, понятием о красоте и достоинстве. Доказательством служат челобитные 1646 года Шуянина Матвея Москвитина, 1665 года Патрикея Посникова о покраже у них имения, Духовная память 1650 года Натальи Толоченовой, Рядная запись и Челобитная 1668 года Владимира Бастанова, Духовная память 1678 года Матрёны Зубовой и др. [3]. К концу XVI началу XVII веков мужская одежда приобрела несколько иные, более свежие черты. Рубахи мужские светской знати и зажиточных горожан города Шуи шили из шелка, длиной до колен. На рубаху надевали воротник-ожерелье с застежкой на левой стороне, украшенное золотой вышивкой, жемчугом, драгоценными каменьями. Кроме того, на груди и спине делали укрепление вторым слоем ткани, называемым подоплёк, который так же украшался вышивкой шелковыми, золотыми или серебряными нитками. Орнаментальные вышитые полосы красными, золотыми нитками служили как оберегом, так и украшением по подолу, концам рукавов, оплечий. Для свободы движения в пройму под мышкой вшивали квадратик ткани красного цвета, называемый ластовица. В челобитных по покраже у Шуян указывается: «… три рубахи мужских шиты золотом, цена 6 рублев, … да закладу две рубахи мужских, шиты золотом… да рубашечка дитячья шита золотом, цена ей рубль …» [3, с. 87; с. 120], У каждого зажиточного Шуянина имелось более десятка рубах для разных случаев – праздничные, повседневные, домашние, «на выход». Вышивка, украшающая одежду русских, имела обереговую функцию

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=