Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 94 мышления, переориентируя правовую проблематику на осмысление жизни общества. Таким образом, речь идет о том, что на основе правовой культуры утверждается иерархия ценностей, аксиом, включается механизм доказательства многообразии правовых норм и ценностей, определяемых соотнесением с интересами людей и эпохи, с тем, что правовая культура поддерживает культурный символический универсум, который гораздо шире и объёмнее правового пространства. Не отрицая значения юридической парадигмы, вне которой рушится функциональное право, регулирующее различные сферы обыденной жизни общества, становится ясным, что самосознание современной эпохи содержит запрос на обновленное мировоззрение, соотнесение правовой культуры с бесконечностью человеческого бытия, выявление злобы и оставленности современного мира в том, что можно охарактеризовать как ложную уверенность в самодостаточности эмпирического человека. Традиционная правовая культура возвращает человека в центр бытия и накладывает на него ограничения в сфере автономности, свободы воли, хотения, что может вызвать неудовольствие, недоумение перестройки правовых норм, как формально-логических, и смены юридической парадигмы парадигмой традиционного права. С этой точки зрения определяется, что человек свободен творить добро и зло, строить и разрушать, и правовая культура является «естественной» с точки зрения уверенности в необходимости и правильности жизни с признанием большой Традиции. Так как европоцентристская правовая культура открывает шлюзы для человеческого негатива и объективно способствует дискретизации человеческого духа, руководствуясь исключительно идеалом права, подобная позиция приводит к тому, что культура объявляется злом, и возникает деформация права через внедрение трансгуманистической биоэтики и «натурализации» человеческих отношений. Разумеется, путь возвращения к отечественному праву может содержать издержки, если бездумно отбросить мировой опыт и замкнуться на собственных особенностях культурно-цивилизационного развития России. Желаемый выбор состоит в том, чтобы заново осмыслить отечественную парадигму традиционного права, в большей степени обратиться к наследию русской философии права и школы отечественного права, критически осмыслить внесенные в российскую политику и правовую мысль понятия гражданского общества, правового государства, прав и свобод человека, и в этом смысле не обольщаться воспроизведением гуманитарного поворота правовой системы и рассматривать суверенитет личности совместно с суверенитетом общества, с обеспечением личных прав и свобод в тесной связке с обязанностями человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=