Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 89 гарантирует возможность личности быть гражданином, сохранять независимость и автономность от «карательного» права. Дело заключается в том, что французский социолог Э. Дюркгейм [6], опираясь на концепцию органическо-механистической солидарности, определил правовым идеалом современного общества и утвердил механическую солидарность как альтернативу репрессивному праву в репродуктивном праве, в правовых формах, способствующих социальной кооперации и консолидации . В данном контексте правовое сознание является не зеркально отражающим, а опережающим социальную действительность, направленным воздействием на состояние общественной морали при помощи правовых установок. Следует подчеркнуть, что Э. Дюркгейм был склонен считать, что как социальное вырастает из простого сложенья индивидуальных усилий, так и правосознание является способом перехода от индивидуальных запросов к организованному праву. При этом право в условиях современного общества не в состоянии устранить социальную аномию , но обеспечивает режим социального регулирования в условиях, когда другие институты общества находятся в кризисе недоверия или дистанцированности от реальней общественной жизни в контексте частного присвоения права. Это становится реальностью в условиях, когда решающую роль играет общественное мнение о праве: то, что французский социолог П. Бурдьё квалифицирует [3], как конструирование позиции оценок, определяемых стереотипами и алгоритмами массового сознания, здесь отчетливо проявляется влияние неформальных коммуникаций, социального опыта или деятельности масс-медиа. В зависимости от того, каковы в сфере права границы и цели манипулирования общественным сознанием, правовое сознание становится актуальным или обращенным в прошлое, способствует возникновению феномена правовой ностальгии, воспоминанием о том, что в предшествующие времена право было справедливым, или становится запросом на реагирование через систему правовых установлений и правовых новаций на сложившуюся социальную реальность. Как следствие, при этом формируется представление о бессилии права или его запаздывании, неэффективности, консервативности и т.п. Важно определить, что на правосознание и правовую культуру воздействует как обыденное сознание и правовая традиция , так и деятельность интеллектуальных и политических элит , нацеленных на логику присоединения, то есть принятия официального правового дискурса, как удобного и адаптированного к нужным потребностям массового сознания. В общем виде правосознание способствует официальной номинации, является способом перевода символического капитала во властный, и важно отметить, что при этом большенство агентов (носителей массового сознания) участвуют в борьбе применения легитимных принципов социального пространства, оправдания и апологии реальных социальных делений и не равенств. Таким образом, правовое сознание не является нейтральным по отношению к социальной жизни, если не устанавливается тот факт, что право является выражением воли правящего класса. Признавая, что правосознание должно смириться с достижением на основе права формального равенства,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=