Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 71 на это как на существенную черту того, что называет «мышлением»); в третьих, «методологически рефлексивно», то есть вынуждены время от времени обращаться к началу , к основоположениям (ставить под вопрос дисциплинарные границы научного знания, что является делом философии: М. Хайдеггер [37, c. 325-326]), – то есть обучение здесь является не передачей сведений или навыков (усвоение компетенций), но именно – «обучением к знанию». Важнейшим выводом относительно университета является то, что он, в силу сказанного выше, является «защищенным пространством, в котором различные виды полезной подготовки к жизни проводятся в условиях и в манере, подталкивающих студентов к пониманию условности любой частной порции знаний и ее взаимосвязей с другими, отличными формами знания» [5, с. 87]. Чтобы достичь такого результата, «преподаватели сами должны постоянно выходить за границы частных знаний, которым они учат, и нет способа предсказать, какие пути в решении этой задачи окажутся плодотворными, а какие – нет» [5, с. 87-88]: «Образование студентов предполагает, что в течение какого-то времени их нужно ознакомить с опытом исследования чего-то конкретного, исследования, у которого, однако, нет никакой внешней цели помимо углубления понимания соответствующего предмета» [5, с. 88]. Итак, «один из самых главных источников путаницы в наши дни – это ошибочная аналогия между университетом и коммерческой компанией» [5, с. 181]. Под «влиянием среды», вынужденные оправдываться перед чиновниками, выбивая финансирование, «мы настолько привыкли пользоваться этой аналогией, что едва ли вообще ее замечаем, и точно так же мы не обращаем внимания на то, что очень многие термины в разговорах о высшем образовании на самом деле пересажены из мира бизнеса» [5, с. 181]: «Ведь нас постоянно просят «измерять производительность», демонстрировать «добавленную стоимость» нашего преподавания, уточнять «структуру руководства», подсчитывать «публичный продукт», ускорять «процессинг студентов», повышать «узнаваемость бренда» и многое другое в том же духе. В частности, от университетов все больше требуют работать в рамках узкого финансового или коммерческого понятия «эффективности», которое приравнено к увеличению производимого продукта при уменьшении издержек» [5, с. 181]. Но, главное отличие университета от коммерческой фирмы в том, что последние «заняты почти исключительно инструментальными благами. Доход на капитал – их главный критерий, и это правильно» [5, с. 186]. Кроме того, «поскольку цель фирмы является количественной, ее можно измерить. Вы можете задать цель, указав, сколько штуковин должно производиться в день при таких-то затратах, а потом посчитать, была эта цель достигнута или нет» [5, с. 186]. Но «так как большинство важных целей университета не являются количественными, их нельзя измерить… они должны оцениваться суждением» [5, с. 187], а не ценой . Коллини приводит шаржированное (но, судя по отчетам, которые пишут университетские преподаватели последние 20 лет, может даже и нет, а напротив, исключительно точное) самоописание деятельности преподавателя в современном предпринимательском университете – фирме, которое мы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=