Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 68 Первое. В качестве центральной фигуры университета рассматривается «администратор, а не преподаватель» [1, c. 12]. Сама структура книги, последовательное рассмотрение, во-первых, администрирования в университете «с точки зрения внутренней институциональной организации и внешней или проецируемой вовне идеи предоставления услуг» [1, c. 53]; во- вторых, «понимание администрирования из организации и внутреннего функционирования университета» [1, c. 53]; в-третьих, «внешний смысл администрирования как предоставление услуг обществу» [1, c. 53], – что вместе выводится «из потребности университета влиться в международное сообщество» [1, c. 53]: «Глобализация вынуждает уделять больше внимания администрированию с целью обеспечить интеграцию рынка знаний», которая напрямую связывается «с потребностью развития» [1, c. 53]. То есть дискурс университета ведется «на языке экономического менеджмента» [1, c. 53]. Ридингс подчеркивает, что Кабаль «описывает практику административного управления университетом по аналогии с крупной корпорацией» [1, c. 54], то есть «в терминах затрат и выгод» [1, c. 55]: «Борреро Кабаль советует Университету постоянно оценивать себя в соответствии с «индикаторами результативности», которые позволяют судить о «качестве, совершенстве, эффективности и целесообразности» (р. 212). Все эти термины, признается он, «взяты из экономического словаря» (р. 213), и благодаря им самооценка Университета становится вопросом учета, как внутреннего, так и внешнего. Словом, для Борреро Кабаля отчетность – это исключительно проблема учета. «Если обобщать, то понятие отчетности, признанное составным элементом академического лексикона, эквивалентно способности университета отчитываться перед самим собой в своих ролях, миссии и функциях, а также отчитываться перед обществом в том, как эти роли, миссия и функции переводятся в эффективные услуги» (р. 213)» [1, c. 56]. Анализ затрат и выгод «структурирует не только внутреннюю бухгалтерию Университета, но и его академическую деятельность (с точки зрения достижения целей), а также социальные связи Университета в целом. Социальная ответственность Университета, его подотчетность обществу, – исключительно вопрос услуг, предоставляемых за деньги» [1, c. 56]. В целом, в университете совершенства «всеобщий принцип администрирования замещает диалектику преподавания и исследования, в силу чего преподавание и исследование как аспекты профессиональной жизни оказываются в подчинении у администрирования» [1, c. 200]. Студенты, которым оказываются «образовательные услуги», как мы уже сказали вслед за Ридингсом – потребители: «То, что студенты нередко воспринимают себя и (или) своих родителей потребителями, – далеко не заблуждение, поскольку современный Университет все больше превращается в бюрократически организованную и относительно автономную потребительски ориентированную корпорацию» [1, c. 25]: «Образ листающих каталоги студентов, перед которыми раскрывается целый мир, полный возможностей выбора, чрезвычайно распространен, но мало обсуждался. Хотя я не намерен отрицать право студентов на выбор, думаю, стоит поразмыслить над тем, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=