Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 67 экономической сфере, выходящей за рамки политической компетенции государства» [1, c. 80-81]. Новый индивид, соответствующий либеральному глобальному порядку – это потребитель, для которого теперь существует в том числе университетское образование («потребительство является экономическим эквивалентом опустошения политической субъективности» [1, c. 81]; задача университета – производить «квалифицированного потребителя», который, в числе прочего, может сделать успешную карьеру в качестве менеджера или чиновника: «нарратив воспитания просвещенного и либерального чиновника как нового героя рассказа об университете» [1, c. 19]. Именно этот чиновник является тем самым эффективным менеджером, который должен управлять университетом как корпорацией. Raison detre университета как коммерческой корпорации (не политической корпорации профессоров) называется совершенством : «дискурс совершенства», у которого «нет содержания, и поэтому оно не может быть ложным или истинным, безотчетным или сознательным» [1, c. 28], полагается конститутивом предпринимательского университета (что делает его неотличимым от любой фирмы). Ридингс подчеркивает, что глобализация дополнительно обеспечивает такое значение: университет перестает быть идеологическим аппаратом, а становится «бюрократической организацией», которая политически «нейтральна» в первую очередь потому, что, по Веберу, политике здесь вообще нет места: политическое разрешается в управление. Университет включен теперь в «сеть бюрократических институтов»; бюрократия управляет, – дискурс совершенства нацелен на «обеспечение исчерпывающего учета» [1, c. 52], – кстати, можно привести слова Хайдеггера о современности: «То, что не зафиксировано в правилах и не стоит в плане, не обладает действительностью» [33, с. 275]. «Университет производит совершенные знания и за счет этого легко включаться в круговорот капитала и транснациональной политики» [1, c. 66]. Дискурс совершенства имеет в основании рынок и определяется «логикой капитала», совершенство отдает университет «на откуп рыночному капитализму» [1, c. 66], «единственным критерием совершенства является успешная деятельность на рыночных просторах» [1, c. 66]. Совершенство подразумевает, «что университет не просто похож на корпорацию, а является корпорацией», а его студенты «не похожи на потребителей, они являются потребителями»: «Совершенство предполагает квантовый скачок: понятие совершенства вырабатывается внутри университета в качестве идеи, вокруг которой центрируется университет и благодаря которой он становится понятен окружающему миру» [1, c. 40-41], то есть «идея, функционирующая в качестве референта университета, – совершенство, – сама референта не имеет. Университет совершенства – это симулякр идеи университета» [1, c. 90]. В подтверждение тому, что университет стал корпорацией, Ридингс приводит изданную ЮНЕСКО книгу Б. Кабаля «Университет как институт сегодня», в которой автор «прекрасно иллюстрирует те условия, в которых может происходить обретение статуса бюрократической корпорации» [1, c. 12].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=