Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 64 университете) и заключает, что «воспитание к культуре» должно проводиться в горизонте и посредством методов, впервые определенных Песталоцци. Идея культуры выдвигается как «центральный организующий принцип» и в концепции «университета культуры» Ортеги-и-Гассета [10]: главная цель университета, по его мнению, не «подготовка исследователей», но воспитание «культурных людей», способных ориентироваться в «мире». Для достижения этой цели в университете должно быть правильно организовано преподавание : как с точки зрения его содержания, так и способов его организации. Ортега пишет: «Культура – это жизненная система идей каждой эпохи. Неважно, что эти идеи или принципы частично либо полностью ненаучны. Культура – не наука. Это особенность нашей современной культуры то, что большая доля ее содержания берется из науки; однако в других культурах было иначе, и мы не станем утверждать, что в нашей всегда будет так же, как сейчас» [10, с. 33]. В университете, главная задача которого определяется через «усвоение культуры», преподавание «содержания наук» и самого общего представления о методах, которыми это содержание получено (современная культура имеет в «основании» такое общее содержание, «научную картину мира»), по Ортеге, безусловно, важнее собственно исследовательской работы [10, c. 51]: необходимо «отделить от науки дерево профессий, в результате чего от нее останется лишь то, что существенно необходимо» [10, c. 50], что только тогда «можно будет заняться самими профессиями, обучение которым сегодня находится совершенно на первобытном уровне» [10, c. 50]. Руководящим принципом здесь Ортега полагает принцип экономии обучения (калька с утверждения т.н. классической экономической теории (например, теории Менгера) о дефиците как принципе ценности и экономической деятельности/обмене), «вместо утопического желания обучать тому, что нужно, следует обучать только тому, чему можно научить, т. е. тому, что можно понять» [10, c. 96]: «необходимо безотлагательно создать образовательную науку, ее методы и институты, опираясь при этом на простой и лаконичный принцип: ребенок или юноша является учеником, воспитанником, что говорит о том, что он не может изучить все, чему хотелось бы его научить» [10, c. 43]. При этом, «принцип экономии вовсе не говорит о необходимости экономить, избавляться от преподаваемых дисциплин, он подразумевает, что при организации высшего образования, при проектировании университета нужно исходить из студента, а не знания или преподавателя. Университет должен быть институциональной проекцией студента, двумя важными характеристиками которой являются, во-первых, дефицит способности приобретать знания, и во-вторых, насущность приобретаемого знания для жизни» [10, c. 43]. Заключение об университете выглядит так: основываясь в конечном счете на «принципе экономии», который он полагает годным в современных условиях методологическим указанием для формирования самого понятия университета, «миссия университета» определяется следующим образом: ««Принцип экономии», являющийся в то же время стремлением воспринимать вещи утопично, а не такими, какие они есть, вынуждает нас очертить основную

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=