Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 62 отставлена и заменена профессиональным обучением как формированием компетенций для рынка труда. Однако, при всех «переходах», одно из онтических оснований университета сложнее всего реформировать: речь идет о знании , – можно почти безгранично менять содержание и набор университетских учебных дисциплин в соответствии с потребительским спросом и запросами рынка , но университет все еще пока «воспитывает к знанию». Именно это выбрано в качестве основания защитниками «прежнего университета»: при (почти) общем согласии относительно бесплодности любых «реставраций» и необратимости случившегося перехода, процесс обучения и передачи знания полагается специфическим настолько, что рыночная логика (и публичный дискурс университета в рыночных демократиях) ограничена в своих возможностях по его изменению. Такая защита может истолковываться как одно из направлений политизации (термин У. Бека [4] для сознательных действий по ограничению тотальной монокаузальной логики капитала, предпринимаемых для защиты ценностей , признанных общественно значимыми): в той степени, в какой должно сохраниться знание – университет может быть представлен как «защищенное пространство» (С. Коллини [5]), а университетское преподавание как место (Ридингс вводит понятие «преподавательской сцены» [1]), хранящее «ценность университета» и его традицию и, более того, из которого «классический университет» может результативно сопротивляться предпринимательскому: как Ридингс (в 1994 году), так и Коллини (в 2012 году) называют это прагматикой и противопоставляют различного рода «утопическим и ностальгическим проектам реставрации». Задачи нашей статьи могут быть определены так: во-первых, определить, какие именно существенные черты знания и его передачи, преподавания, не могут быть вписаны в рыночную логику; во-вторых, оценить возможность политизации названного выше обстояния в экспертном и публичном дискурсе университета; в-третьих, обозначить прогнозируемые последствия надлежащего устройства «педагогической сцены» для университета, ставшего предпринимательским. Поскольку всегда в дискурсе университета он представляется как социальный институт , то горизонт «социального значения» и «последствий», опосредованно релевантен для предмета нашего исследования. Большинство авторов, рассуждающих об университете в избранной нами перспективе, специально оговаривают, что их целью является не философское истолкование «идеи университета», но идеально-типическое, то есть научное изучение обстоятельств, в которых наблюдается современный университет, – напротив, мы полагаем допустимым в этой связи обращение именно к философскому истолкованию , демонстрация плодотворности которого также является целью данной статьи. Идея «университета культуры» и «раскрытие педагогической сцены» В начале мы хотим обратить внимание на одно, как мы считаем, симптоматическое обстоятельство: кризис университета, связанный с утратой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=