Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 56 повествования, которой стал Голливуд, и интересы американской нации, полностью приверженной победе, составили впечатляющую пару» [11, p. 14]. Первая и Вторая мировые войны наиболее очевидно сформировали в обществе «представление о том, как может выглядеть и звучать война» [8, p. 9]. Фильмы 1920-50-х годов, близкие к этим событиям, были сняты с понятным благоговением к полям сражений и доблести солдат. К 1960-м годам в жанре произошел сдвиг в сторону боевика (типичные примеры: The Great Escape, 1963; Where Eagles Dare , 1968 и др. ). Но к концу того же десятилетия вымышленные рассказы о победоносных битвах сменились драматическим переосмыслением военных событий и «критикой истории с безопасного расстояния» [11, p. 10]. Фильмы о войне теперь адресовали зрителю более сложные послания, несли совсем иные, во многом антивоенные, идеи. Джеймс Кларк ( James Clarke ) отмечал, что от The Great Escape до MASH американская киноиндустрия прошла долгий путь, поразительный своим контрастом [6, p. 7]. К концу XX в. фильмы в основном сосредоточились на проблеме человека на войне. Они стали рассказывать не столько о сражениях и их участниках, сколько о самой Америке [11]. Продюсер и сценарист Томас Шатц ( Thomas G. Schatz ) отмечал, что те или другие жанры кино становятся популярными в определенный момент – когда их повествование и выводы позволяют понять и обсудить текущий опыт. В них мы видим «общество, коллективно говорящее само с собой, развивающее сеть историй и образов, призванных оживлять и разрешать конфликты повседневной жизни» [10, p. 7]. Итак, мы рассмотрели военное кино как жанр, выделяемый среди прочих по содержанию, а не по форме. Его сюжет всегда содержит отсылку к реальным историческим событиям конкретного вооруженного конфликта. Рамка жанра представляет собой месседж, определяющий взаимосвязи в системе автор(ы) – кинотекст – интерпретатор (зритель). Целевое «послание» фильма о войне задано определенным «кодом» сюжетных ходов и набором персонажей, но интеллектуально, эмоционально, драматически оно может занимать положение между разными ценностными полюсами и призывать зрителя к геройству, победе и насилию или – в противовес им – слабости, жертвенности и пацифизму. Литература 1. Колесникова А. Г. «Бой после победы»: Образ врага в советском игровом кино периода холодной войны. М.: Изд-во РГГУ, 2015. 232с. 2. Рябов О. В. «Матушка – Русь»: Опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. М.: Ладомир, 2001. 200, [2] с. 3. Салынский Д. Наброски к проблеме жанров в кино // Киноведческие записки. 2005. № 69 (12 февраля). URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues (дата обращения 15.08.2022).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=