Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 53 ужасов ), Music ( музыкальный фильм ), Musical ( мюзикл ), Mystery ( детектив ), News ( новости ), Reality-TV (реалити-шоу), Romance ( мелодрама ), Sci-Fi ( научно-фантастический фильм ), Sport ( спортивный фильм ), Talk-Show ( ток- шоу ), Thriller ( триллер ), War ( военный фильм ), Western ( вестерн )» [15]. Кино о войне здесь «равноправный» компонент – так же, как любой другой элемент системы. В рамках этой классификации жанры – скорее «средство управления спросом», их относительная стабильность позволяет продюсерам прогнозировать аудиторию, а зрителю делать свой выбор [18, p. 55]. Это некий «негласный договор» между автором и зрителем. Кристин Гледхилл ( Christin Gledhill ) отмечала, что «различие между жанрами означает разные аудитории», это процесс ориентации на различные «секторы рынка», на потребителя с разным культурным и интеллектуальным «капиталом» и гендерной принадлежностью [14, p. 58]. Здесь у классификации есть отчетливая коммерческая и маркетинговая задача: сориентировать зрителя, какой примерно фильм он увидит. Кинопроизводство и широкая публика ориентируются не на академические исследования в области теории жанра, но применяют «ярлыки», которые не являются жанрами в строгом смысле слова, а представляют собой расхожие, «бытовые» определения групп фильмов. Иной подход к определению жанров был заимствован кино из литературоведения. Нап ример, Д. А. Салынский указывает на тонкие отличия жанров в рамках введенного М. М. Бахтиным понятия «хронотоп». Жанры (античный, рыцарский, авантюрный и т.п. романы), кроме всего прочего, отличаются характером внутреннего построения времени и пространства: в трагедии время развивается медленнее, в комедии – быстрее. Этот подход Салынский считает операциональным для анализа наиболее популярных жанров кино – детектив, боевик, триллер и т.д. Мироустройство в них различно, и участие героев в его построении различно тоже [3]. С этой точки зрения военное кино – это «быстрые», насыщенные событиями ленты, со сложными и разнообразными сочетаниями времени и пространства. Даниэль Чэндлер обратил внимание на то, что жанр – это, прежде всего, адресованный зрителю месседж, главная функция которого – представить «общий набор коммуникативных целей» [7]. Речь идет уже не о «коммерческом предложении», а о герменевтическом «треугольнике» автор – текст – читатель (или создатель – текст – интерпретатор). Каролин Миллер в свою очередь отметила, что «количество жанров в любом обществе ... зависит от сложности и разнообразия общества» [17]. С этой точки зрения жанры в первую очередь обеспечивают рамки, в которых тексты создаются и интерпретируются. Без согласованного «кода» социальная коммуникация невозможна, и это относится в первую очередь не к форме произведения, а к его содержанию. Внутри каждого из жанров авторы стремятся предложить будущему зрителю ту или иную «позицию для чтения», обозначить цель взаимодействия, «разметить» способы и механизмы коммуникации в «идеальных» условиях. Гюнтер Кресс ( Gunther Kress ) писал, что в кино «мы учимся целям, соответствующим жанру», который – в свою очередь – не что иное как «форма часто повторяемого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=