Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 51 Определить особенности военного кино как жанра – достаточно непростая задача. Как и любая система, классификация жанров служит целям управления. Киножанр как явление сформировался в условиях становления студийной системы Голливуда. Классификация лент помогала систематизировать их производство и способствовала продвижению. В период «золотого века» американской киноиндустрии, выпускающей сотни фильмов в год, предложенная «жанровая формула» задавала некие шаблоны для работы сценаристов, а также помогала зрителю сориентироваться в предложенном многообразии. Слово «жанр» (фр. genre , лат. g eneris ) означает «род, вид, разновидность», но какие именно признаки определяют ту или иную разновидность произведения искусства определяется в каждом варианте классификации особо и отдельно. Роберт Стэм ( Robert Stam ) обозначил четыре ключевых проблемы в исследовании жанра кино: объём использования каждого из жанровых терминов; выделение критериев отнесения картины к тому или иному жанру; чёткость определения характеристик жанра; динамика жанра во времени [20]. Эра кино началась с трех основных жанров: мелодрамы, комедии и авантюрного фильма. Однако сегодня мы видим чрезвычайное разнообразие вариантов. Исследователи отмечают, что чёткой и общепринятой системы киножанров не существует. Так, Д. А. Салынский отмечает, что «процесс жанрообразования идет на наших глазах», «мы имеем дело с динамическим процессом, а не со статичной структурой», «творческим продуктом, артефактом, становится не только фильм, но и жанровая формула» [3]. Исследователь метафорично обозначил это поле как неспокойное пространство, которое «кипит и пузырится», порождая новые «гибридные формы» кинопроизведений. Он подчеркнул, что «жанры плавятся, перетекают один в другой, … можно из одного перейти к другому через цепь промежуточных форм», например: триллер – детективный триллер – детектив – иронический детектив – ироническая комедия – комедия – комедийная мелодрама – мелодрама и т.д. [3]. Одним из трендов современного кинематографа является интертекстуальность: взаимные цитаты включают фильмы в усложняющуюся структуру отношений, возникает «ризомная сеть комплексных жанров» [3]. Салынский считает, что в этой сфере сегодня активно выстраивается некая новая парадигма. Визуально подобный подход представил Даниэль Чэндлер ( Daniel Chandler ) (см. Рис. 1). В своей обзорной статье «Введение в теорию жанра» он предложил конструкцию, выстроенную вокруг трех ключевых «узлов» – комедия, триллер, приключение; а многочисленными линиями-связями задал движение внутри сконструированного им «жанрового поля» [7]. Отметим, что военное кино здесь занимает подчиненную, «составную» позицию между драмой, приключением, вестерном и комедией.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=