Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 50 своей книге «Война и кино» член Французской Академии Поль Вирилио ( Paul Virilio ) написал: «Мы никогда не сможем вырваться из этого волшебного зрелища, потому что его цель – создание спектакля: повергнуть врага – это не столько захватить его, сколько ‟пленитьˮ – внушить страх смерти, прежде чем он действительно умрет» [21, p. 14]. Почему люди смотрят фильмы о войне? Чем этот жанр интересен? В чем его отличия от других? В 1898 г. в Музее Эдема – развлекательном центре в Нью Йорке – были продемонстрированы несколько кинолент о войне на Кубе. Они были отчасти постановочными, отчасти документальными: парад моряков, броненосец «Мэн» на рейде Гаваны, генерал Ли, похороны погибших, штурм Сантьяго и т.д. New York Mail and Express в те дни писала, что «зрители откликнулись на фильмы с таким энтузиазмом, что многие картины пришлось показывать второй раз» [10, p. 8]. Эти сеансы принято считать первой публичной демонстрацией военного кино. Новая визуальная технология (которая еще во многом воспринималась как аттракцион) в соединении с новым жанром определили иной опыт восприятия и интерпретации событий войны – с большой эмоциональной включенностью и, вместе с тем, с максимальной дистанцией от реальных боевых действий. Коллективное со- участие превратилось в безопасное зрелище [10, p. 8]. Первая мировая существенно подтолкнула развитие жанра: в США на протяжении 1914-1916 гг. вышли всего 2 военных фильма; 1916-1917 гг. – 8; 1917-1918 гг. – 23, что составило 26 % от общего числа лент. [19, p.31]. В 1920-30-е гг. американская киноиндустрия во множестве фильмов использовала военную тему как фон: The Big Parade , 1925; What Price Glory? , 1926 ; Wings, 1927 ; Men Without Women , 1930, Here Comes the Navy , 1934; Deva Dogs of the Air , 1935; Submarine Dl , 1937 и др. Сюжеты отражали и отстаивали традиционные американские ценности [11, p. 8]. За 1940-1947 гг. в Голливуде были сняты 3047 фильмов, из них войне посвящены 397, т.е. 13 %. В 1942-1943 гг. этот процент был максимальным – 27 %. В послевоенные десятилетия в США снимали в среднем 260 картин в год, среди них число фильмов с военным сюжетом несколько уменьшилось, но в 1970-е (в конце Вьетнамской войны) снова возросло [20]. Развитие жанра отзывалось на актуальные запросы общества. Популярность военных фильмов исследователи объясняют политическими, психологическими, экономическими и другими причинами. Кино о войне редко затрагивает только факты, связанные с конкретным вооруженным конфликтом. Напротив, война часто используется как средство актуализации и драматизации иных непреходящих проблем: мораль, слабость (физическая и эмоциональная), героизм, любовь, мужество, предательство и т.д. Фильм о войне – это возможность «рассказать историю», причем не только интеллектуальную, но и психологическую, и экзистенциальную, где арена сражения – повод для разговора со зрителем о жизни и смерти.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=