Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 5 А. В. Исаев Воронежский государственный университет АПОФЕОЗ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА: МОРАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТУПИК Цель статьи этико-философский анализ ценностных основ жизни в философии русского космизма. Новизна исследования определяется тем, что в «теоретической» части нравственная система Н. Ф. Федорова, содержащая критическую рефлексию недолжного состояния мира, безупречна с этической точки зрения, выявляются противоречия между возвышением жизни и ее отрицанием, между абсолютизацией жизни и ее нигилизацией, что определяется как моральная дилемма, приводящая к антропологическому тупику (постчеловеческие проекты, «совершенного» (бессмертного, здорового и вечно молодого, полностью утратившего черты, которые делали его человеком в известной нам истории). Показано, что ценность и апофеоз космической жизни в учении Н. Федорова, подменяет нравственную субъектность человека: утрачивается его моральная и антропологическая качественность. В этом контексте предлагается разделять философию «общего дела» на теоретическую, в центре которой классический нравственный императив, и практическую, в который этот императив, претворяясь в действительность, приводит к исчезновению человека в его традиционной этико- антропологической и метафизической сущности. Ключевые слова: жизнь, ценность жизни, человек, философия космизма, Н. Ф. Федоров, трансгуманизм, моральные дилеммы, сущее и должное, нравственный императив. A. V. Isaev Voronezh State University (Voronezh, Russia) APOTHEOIS OF LIFE IN THE PHILOSOPHY OF RUSSIAN COSMISM: MORAL CONTRADICTIONS AND THE ANTHROPOLOGICAL IMPASSE The purpose of the article is an ethical and philosophical analysis of the value foundations of life in the philosophy of Russian cosmism. The novelty of the study is determined by the fact that in the “theoretical” part, the moral system of N. F. Fedorov, containing a critical reflection of the improper state of the world, is ethically flawless. The paper reveals contradictions between the exaltation of life and its negation, between the absolutization of life and its nihilization, which is determined as a moral dilemma leading to an anthropological dead end (posthuman projects, “perfect” (immortal, healthy and eternally young people, who completely lost the features that made them humans in the known history). The work shows that the value and apotheosis of cosmic life in the teachings of N. Fedorov replaces the moral subjectivity of a person – its moral and anthropological quality is lost. In this context, the article offers to divide the philosophy of the "common cause" into a theoretical one with the classical moral imperative in the center, and a

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=