Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 45 Все поднятые вопросы считаются центральными дилеммами в современной этике образования. Выводы На основании вышеприведенного анализа предполагается, что кодекс профессиональной этики будет включать в себя следующие пункты: Этический статус профессии преподавателя университета: его основная этическая цель, задачи, нравственная миссия; Этическое обоснование профессионально-академической компетентности преподавателя; Этические критерии научно-исследовательской деятельности; Этический регламент университета – университет – как бизнес- корпорация, или университет, как организация, выполняющая и образовательно-нравственную миссию; Этический регламент взаимоотношений преподавателей университета; Этический регламент взаимоотношений между преподавателями и обучающимися; Конфликт корпоративных интересов университета и профессиональной этики преподавателя; Конфликт индивидуальной морали и профессиональной этики преподавателя; Этическое определение границ влияния научного авторитета на других преподавателей или на обучающихся; Определение преподавателя как субъекта этического выбора; Обозначение типовых профессиональных дилемм этического характера; Критерии этического выбора при разрешении моральных дилемм в профессии. Перспективы развития профессиональной этики в высшей школе будут только расширяться, что обусловлено реформированием системы высшего образования, повышением требованиям к преподаванию, ужесточением правил исследовательской этики, цифровизацией образования, изменением иерархических связей в академической среде, необходимостью создания четкой системы нравственного воспитания, расширением этического образования, в частности, преподавания профессиональной этики. Вопрос о методах создания профессиональных этических кодексов долгое время не потеряет свою актуальность, что требует как теоретических исследований от специалистов по этике, педагогике, социологии, так и эффективных практических разработок. Литература 1. Бухарестская декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. 2005. № 5. С. 14-16. 2. Валеева Г. В. Этические риски цифровой трансформации образования // Манускрипт. 2021. Т. 14, вып. 11. С. 2343-2347.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=