Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 44 Нравственные ценности профессии – словосочетание, спорное с точки зрения классической аксиологии. Системы ценностей Н. Гартмана, М. Шелера и Д. фон Гильдебранда отличаются жесткой структурой, иерархичностью, постоянством, они обращены ко всем; данные системы ценностей характерны для классической культуры [10]. В то же самое время некоторые современные исследователи указывают, что в рамках современной неклассической культуры складываются системы ценностей, характеризуемые гибкостью, изменчивостью, подвижной иерархией [5; 6; 8]. К неклассической культуре относятся нравственные ценности профессии, например, в области управления, политики, бизнеса, которые исследуются, в основном, зарубежными специалистами [14; 15; 16]. На наш взгляд, при формировании этического кодекса в высшей школе, необходимо использовать аксиологический подход, который должен быть основан на синтезе ценностей классической и неклассической культуры. Ориентирование на ценностный характер кодекса предполагает определенный алгоритм формирования кодекса, состоящий из следующих этапов. Аксиологический алгоритм построения этического кодекса для вуза 1. Этический кодекс принимается в соответствии с уставом организации и правилами внутреннего трудового распорядка на ученом совете университета, поэтому аксиологический анализ базовых документов является первым этапом в создании кодекса. Кроме того, существуют международные документы, декларирующие ценности и принципы в сфере высшего образования [1]. Цель такого анализа: А) Выделение нравственных ценностей преподавателя как: педагога; исследователя; работника вуза. Б) Выделение ценностных ориентиров студентов. Таким образом, за основу должны браться правила педагогической этики и корпоративной этики. Они представлены в таких документах, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Бухарестская декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе; Устав Университета; Правила внутреннего распорядка Университета. 2. Мониторинг нравственных ценностей преподавателей и студентов. Для определения профессиональных ценностей в сфере образования предполагается проведение опросов, с целью выявления: а) уровня представления о ценностях профессии; б) анализа латентных моральных оценок; в) наиболее значимых профессиональных ценностей; г) оппозиционных ценностей; д) анализа соотношения ценностей и оппозиционных ценностей. Одновременно реконструируются следующие представления: а) представление о нравственной цели профессии; б) отношение к коммерциализации высшего образования; в) отношение к дегуманизации высшего образования в рамках цифровизации; г) представления о профессиональном статусе и научной иерархии в профессиональной среде.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=