Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 43 нравственного воспитания и этического образования; этические кодексы пересматриваются и обновляются с учетом конкретных потребностей и существующих проблем. В результате, можно назвать следующие характерные черты современных систем этического регулирования в вузе: эти системы не статичны, изменчивы, актуальны; в их основании лежат научные исследования; их структура зависит от выбранного типа регулирования – этики ограничений или этики предпочтений; они могут быть частью нравственного воспитания и этического образования. Аксиология и кодекс профессиональной этики Система этического регулирования в вузе, построенная на этике ограничений, как уже было сказано выше, является частью административного контроля. На наш взгляд, такая система противоречит самому духу профессиональной этики, что можно обосновать следующим образом. В российской академической традиции профессиональная этика считается не отдельным направлением, а частью нравственной философии, практический характер которой со времен Античности подчеркивался ее способностью к преобразованию склада души, благодаря знанию добродетели. Таким образом, именно кодексы, построенные на этике предпочтений, ведут к осознанному следованию ценностям и принципам профессии, предполагают осмысление собственной миссии. В этом смысле, основная задача этического кодекса – установка нравственных ценностей, что является наиболее важным на первоначальном этапе формирования опыта профессиональной этики. Кодекс не просто описывает принципы и правила, он раскрывает смыслы профессии, поэтому знание профессиональной этики в некоторых случаях становится обязательным требованием профессионального стандарта. В журнале «Ведомости прикладной этики», посвященном обсуждению кодекса университетской этики, НИИ прикладной этики предлагает для последующей экспертизы подробную модель этического кодекса Тюменского государственного нефтегазового университета [11, с. 5-15]. Структура кодекса предполагает как аксиологическую часть («мировоззренческий ярус»), так и практическую («нормативный ярус»). Выделяются оппозиционные ценности («патос научно-образовательной практики»). Выделяются этика преподавателя, этика управленца, этика исследователя. Отдельная рубрика посвящена моральному конфликту; перечисляются типы возможных моральных конфликтов. Несмотря на безусловную научную ценность такого опыта и подробного анализа, проводимого в данном выпуске «Ведомостей ПЭ» не только специалистами по философии, но и по менеджменту и социологии, современная ситуация создала ряд актуальных проблем, которые невозможно было предвидеть в 2009 году. Это доказывает, что кодекс не может быть статичным, и его содержание определяется нравственными ценностями профессионального сообщества, которые также подвержены изменениям. Таким образом, наиболее важным на первоначальном этапе формирования кодекса, на наш взгляд, становится построение алгоритма определения нравственных ценностей, который необходимо проводить не единожды, а периодически.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=