Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 42 учетом современных российских условий? Что должно быть взято за основу при формировании этического кодекса? Может ли быть создан определенный алгоритм формирования системы профессиональной этики? Какова оптимальная структура профессионального этического кодекса для современного российского вуза? Системы профессиональной этики в вузах, их элементы и структура Профессиональная этика в высшей школе становится предметом системных философских исследований в России с 2000-х годов. Опыт этического кодифицирования правил поведения, как в России, так и в зарубежных странах, расширяется по мере научных исследований проблемы; создание и внедрение этических кодексов в отечественных вузах – относительно новая практика. Необходимость формирования этических кодексов в университетах на Западе была обусловлена рядом громких скандалов, связанных с нарушениями этики научных исследований [3]. Кроме того, расширение университетов и изменение их структуры требовали институализации давно сложившихся традиционных правил [1]. Международные исследования по проблеме профессиональной этики в высшей школе достаточно широки, например [12; 13; 17; 18; 19; 20; 21], как и опыт создания систем этического регулирования – так, А. В. Прокофьев выделяет три модели систем профессиональной этики в зарубежных вузах: систему регулирования, отличающуюся наличием подробных нормативных документов – основное внимание здесь уделено описанию этических ограничений , правилам поведения и наказанию за их нарушение; модель, опирающуюся на декларирование нравственных ценностей и принципов – сводящуюся к описанию этически предпочтительного поведения; смешанную модель, в которой соединяются элементы первой и второй моделей [7]. Согласно анализу О. В. Дремовой и С. К. Бековой, существующие зарубежные кодексы можно разделить по их структуре (единый кодекс, общий для преподавателей, студентов, иных работников университета, и отдельные кодексы для указанных групп), а также по уровню исполнения правил (правила в форме рекомендаций, и правила, обязательные к исполнению, являющиеся одним из способов административного контроля) [3]. Тем не менее, кодекс сам по себе не может решить проблемы профессиональной этики, так как в таком случае он несет лишь декларативную функцию; необходимы некие механизмы реализации его правил. Выделяются следующие способы реализации: через этические комиссии, советы по этике, этических консультантов, семинары и тренинги, посвященные актуальным этическим проблемам [3]. Аналитический обзор этического опыта зарубежных вузов, представленный в вышеуказанных источниках, позволяет сделать следующие выводы: опыт этического кодифицирования существует параллельно с исследованиями профессиональной этики, так как в большинстве крупных университетов функционируют научно-исследовательские центры и лаборатории по изучению проблем прикладной и профессиональной этики; в формирование систем профессиональной этики активно включаются студенты, что позволяет говорить о том, что профессиональная этика может выполнять и функции

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=