Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 34 Зарубежный семейный психотерапевт Д. Дэшноу пишет, что «в отличие от реальной жизни фильмы дают нам совершенное знание (о сюжетной линии и персонажах), поскольку мы можем обсуждать наши настоящие чувства относительно безопасно: через хорошо известных, но вымышленных киноперсонажей. Обсуждение эмоциональных различий между нами на экране и нами, наблюдающими за происходящим, помогает соединить синапсы, несущие эмоции, и расширить эмоциональный словарный запас. Например, при совместном просмотре фильма супруги сообщили мне, что, если они сначала обсуждали пару из фильма на экране, им было легче определить модели взаимодействия, которые были постоянным источником напряжения. Кинотерапия нормализовала напряженность в отношениях, что обеспечило одновременное чувство безопасности и отстраненности для обоих супругов, когда они соединили точки из повествования фильма со своим собственным жизненным опытом. Благодаря сочувствию к воображаемым людям кинотерапия позволяет обоим партнерам более комфортно брать себя в руки, признавать свои проблемы и быть уязвимыми. В этом состоит пробуждающая сила кинотерапии» [13]. Даже фильмы жанра хоррор дают возможность потренироваться сохранять хладнокровие в стрессовых ситуациях и находить покой в хаосе. Депрессия кажется менее страшной, потому что даже одиночество меркнет по сравнению с переживанием ужасов: «Выбросьте из своей жизни мелочи и посмотрите фильм ужасов перед сном. Станьте лучшим, самым бесстрашным и столкнитесь со своими страхами сегодня» [14]. Терапевтический эффект и коммуникативная функция киноэкрана не умаляют того, что современный кинозритель использует кино в качестве сферы досуга и развлечений: «Растущая нехватка времени у людей в настоящее время привела к тому, что моменты досуга стали более ценными. Поход в кино является одним из основных способов развлечения населения больших городов. Однако в последние годы произошли изменения в различных видах (аспектах) кинотеатров по всему миру. Изменения, которые учитывают, что компании в этой области в процессе постоянной адаптации внедряют новые способы завоевания и повышения лояльности своих клиентов» [15]. Телевидение многое заимствовало у кинематографа, начиная от технической составляющей до воспроизводства телевизионных образов. Однако, если в кино есть связь с объективной действительностью, то телевидение создает новый вид воображаемого – оно конструирует действительность под потребности телезрителя, приближает его через воображаемое к самой реальности, создает ощущение присутствия телезрителя в конкретных ситуациях, разыгрываемых посредством экрана «здесь и сейчас». Создается новый тип личности, который условно можно назвать «человек иллюзорный» – «homo illusory». Он входит в воображаемую действительность, которая конструируется масс-медиа, и эта действительность подменяет ему реальную. Как отмечает отечественный исследователь В. Михалкович, телевидение возвращает человека из мира сакральных воображаемых образов кино в мир земных страстей и чувств [4]. Другими словами, посредством телеэкрана человек обретает материю, постигая мир чувственных наслаждений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=