Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 31 Философско-антропологические типы homo sapiens, animal symbolicum, homo universalis, homo faber, актор моделируются по принципу измеряемости и конструируемости человека. Культурная эпоха проектирует антропологический идеал человека, измеряя его природой, Богом, разумом, социумом, творчеством, свободой. Попытка Протагора в своем тезисе – «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» – опровергнуть измеримость человека исключением не стала. «Человек – мера» – тоже проект человеческого идеала античного антропоцентризма. Целью исследования является анализ основных черт и форм существования «человека экранного» как особого типа личности, выявление эволюции особенностей ее формирования под воздействием сначала экрана кинотеатра, затем телевизора и компьютера, и, наконец, портативного экрана, «вживляемого» [8] в бытие современной личности. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач :  выявить основания и причины воздействия средства (медиа) передачи информации на познавательные процессы (структуру личности, сознание, формы поведения и чувствования);  выразить принципы «нового видения» и cпровоцированные экраном изменения в чувственности зрителя;  провести анализ экрана кинотеатра в качестве инструмента культурной коммуникации и средства обращения к индивидуальному и коллективному бессознательному;  углубленно представить целостно реализованную в культуре XX века роль телевизионного экрана как средства генерирования иллюзий;  вскрыть центральную функцию экрана монитора, состоящую в экстенсивном формировании новых типов личности пользователя, геймера и блогера. Возникновение в начале ХХ века экранной культуры, в первую очередь связанное с развитием кинематографа, коренным образом изменило бытие человека и общества в целом. Через экран человек прикоснулся к новому виду визуального искусства. Достижение техники стало буферным полем восприятия мира культуры. Можно сказать, что именно с этого момента техника начала определять и менять для человека образ мира. Не случайно западные философы-экзистенциалисты К. Ясперс, М. Хайдеггер и многие другие писали о господстве техники и ее тотальном влиянии на мышление человека [12; 9]. С приходом кинематографа господство техники нашло свое отражение в первую очередь в области искусства. Созданный, как известно, братьями Люмьер на основе проекционного кинескопа, кинематограф воздействовал на человека через экран посредством движущихся изображений. У зрителя эти изображения рождали художественные образы, созданные режиссёром при

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=