Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 30 С. Л. Григорьев Российский государственный аграрный университет – МСХА им К. А. Тимирязева HOMO SCREEN КАК ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП СОВРЕМЕННОСТИ Статья посвящена философско-культурологической проблеме формирования в экранной культуре антропологического типа «человек экранный». Целью проведенного исследования является анализ основных его черт и форм существования как особого типа личности. Выявляется эволюция особенностей ее формирования под воздействием сначала экрана кинотеатра, затем телевизора и компьютера, и, наконец, портативного экрана, «вживляемого» в бытие современной личности. Основой научной новизны исследования, лежащего в основе статьи, является определение содержания вариаций антропологического типа Homo screen: «homo imaginarius», «homo illusory», «homo de ordine». Автор приходит к выводу , что под воздействием различных форм экрана (полиэкранной культуры) задаются качественно новые характеристики личности «человека экранного», которые совмещают в себе черты кинозрителя, телезрителя, пользователя, геймера, блогера. Ключевые слова: экранная культура, человек экранный, кинозритель, телезритель, пользователь, геймер, блогер. S. L. Grigoryev , Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, (Moscow , Russian Federation) THE HOMO SCREEN AS A PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL TYPE OF MODERNITY The article is devoted to the philosophical and cultural problem of the formation of an anthropological type of "screen man" in screen culture. The purpose of the study is to analyze its main features and forms of existence as a special type of personality. The evolution of the features of its formation is revealed under the influence of first the cinema screen, then the TV and computer, and finally the portable screen "implanted" into the being of a modern personality. The basis of the scientific novelty of the research underlying the article is the definition of the content of variations of the anthropological type of Homo screen: "homo imaginarius", "homo illusory", "homo de ordine". The author comes to the conclusion that under the influence of various forms of the screen (multi-screen culture), qualitatively new personality characteristics of the "screen person" are set, which combine the features of a moviegoer, a TV viewer, a user, a gamer, a blogger. Keywords: screen culture, screen person, moviegoer, TV viewer, user, gamer, blogger. DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-3-30-39 Актуальность проблематики статьи связана с тем, что постсовременная культура с выдвинутым идеалом трансгуманизма отменяет классические проекты, человек измеряется экраном различного типа («трансчеловек», «постчеловек»), чему в первую очередь способствует симуляция целостности личности (идентичности) в виртуальном пространстве.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=