Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 20 Из приведенной статистики мы можем сделать вывод о широкой представленности и востребованности философии как предельно «обобщенного» фокуса рассмотрения того или иного круга вопросов. В своем исследовании я хотела бы обратиться к феномену конкретного философствования на примере «Апологии» Апулея (Apuleius, ок. 124 г. – после 170 г.) как способу описания социальных явлений, который представляет собой оппозицию простонародным, вульгарным, вернакулярным формам и часто воспринимается как опасное «вольнодумство» и недопустимая практика, порой даже осуждаемая как религиозное преступление. Апулей был родом из Мадавры, входившей в состав Африканской провинции Римской империи. Его творчество приходится на «золотой век Антонинов» [12, c. 7], принадлежит к культурному феномену, получившему название «вторая софистика» и характеризующимся обращением к ораторскому, риторическому, философскому наследию классического периода в истории антической Греции (V-IV вв. до н.э.) [13, p. 17-18]. Как отмечает М. Трапп (M. Trapp), в этот период мыслители считали себя второстепенными фигурами по отношению к греческим «гигантам прошлого» [14, p. 26]. Апулей сам себя описывает как «последователя платонической школы» (Platonica familia) (Apul. Apol.64) [15, c. 64]. Он считался одним из ведущих философов- платоников того периода, а его трактат «О Платоне и его учении» во II в. н.э. считался учебником-справочником по платонизму (second-century handbook of Platonism) [14, p. 114]. Апулей был разносторонне образован, свободно владел латинским и греческим языками, учился в Мадавре, Карфагене, Афинах, Риме, путешествовал на Восток, был известным оратором, выступал как адвокат [12, c. 8-9]. Тем не менее, в середине 50-х годов II века его обвинили в «преступных занятиях магией» (magicorum maleficiorum) (Apul. Apol.1) [15, c. 7], в ответ на что он выступил с защитительной речью в суде на форуме в Сабрате (Sabratha) во время проконсульства Клавдия Максима (Claudius Maximus). Успешная речь была записана и известна среди античных литературных памятников как «Апология или речь в защиту самого себя от обвинения в магии» (Apulei. Pro Se de Magia Liber (Apologia), 158-159 гг.). Это единственная судебная речь, сохранившаяся от времен Империи [17, c. 55]. Помимо цели оправдаться, Апулей обозначает задачу «доказать незапятнанность философии людям, в ней не сведущим» (purgandae apud imperitos philosophiae) (Apul. Apol.1) [15, c. 7]. Автор комментариев Н. И. Григорьева относит ее к жанру «энкомий» (ἐγκώμιον), т.е. «похвального слова», в данном случае – образу жизни философа [12, c. 9]. Исследователь Т. Винтер (T. N. Winter) атрибутирует судебную речь Апулея к категории разоблачения клеветы (calumnia) как гражданского проступка, преследуемого в судебном порядке [18, p. 40]. Сама формулировка обвинения отсылает к процессам по обвинению в нечестии (ἀσέβεια) в Афинах V-IV в до н.э., возбужденных против философов - Протагора, Анаксагора, Диагора, Сократа. Причину данных обвинений в религиозном нечестии (γραφὴ ἀσεβείας) Е. В. Никитюк объясняет тем, что «государство устанавливало определенные границы свободы мысли и действий», наказывая тех, кто их преступал ввиду опасности того, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=