Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 18 in which Apuleius consistently substantiates the conclusion that the way of life of philosophers, their manner of observing and describing reality can often be perceived by the everyman as going beyond the boundaries of the usual norm, incomprehensible and suspicious, identifying with the so-called "magic". The ancient writer offers an analytical approach to clarifying the meaning of the word "magus" and, appealing to the ideas of Plato, considers the use of this word in a number of historical and poetic contexts. As a result of the study, the thesis is proposed that philosophizing can be described as freethinking immanent to everyone, being considered in some subcultures as a form of religious anomaly, social anomie (illegality, disorder, "abnormality"), assessed from a non-philosophical point of view as a threat to social stability. Keywords: freethinking, philosophy, Apuleius, religious studies, magic, N. Luhmann. Acknowledgments: The study is being conducted within the RFBR project No. 21-011- 44195. DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-3-17-29 Понятие «свободомыслие» может трактоваться многообразно, фиксируясь в особых определениях в зависимости от выбранной точки зрения. З. А. Тажуризина (1932-2022), автор академического определения термина «свободомыслие» и его классификации как социального явления [1, c. 155], предложила следующую формулировку: «свободомыслие в отношении религии – признание и осуществление права разума на свободное критическое рассмотрение религии» [2, c. 9]. Она же отметила, что понятие о свободомыслии в отношении религии входит в более широкую область интеллектуальной деятельности, включающую критическое отношение к общественным процессам и существующим порядкам, коннотируя с такими понятиями как «вольнодумство» и «инакомыслие». Другие авторы могут трактовать его в контексте связи с такими социальными феноменами как «отвержение господствующих ценностей» [3, c. 254]; «альтернативности, маргинальности и девиантности» [4, c. 8] или коммуникации как «самонаблюдающего аутопойезиса» (Н. Луман). В русском языке, согласно данным Национального корпуса русского языка (далее – НКРЯ) [5] (всего слово «свободомыслие» встречается в 234 документах), оно появляется с начала XIX века, часто с негативными коннотациями («свободноболтание», НКРЯ, А. И. Тургенев. Хроника русского, 1825-1826), что объясняется спецификой реакции части пишущей элиты на события Великой французской революции. Также слово может отождествляться с «вольтерьянством» и «масонством» как модным увлечением элит. Поведение «свободомыслящих» могло характеризоваться как пренебрежение церковными обрядами, «отпадение от основных догматов православия» (НКРЯ, Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск второй: XV–XVI столетия, 1862-1875). Со второй половины XIX века «свободомыслие» часто ставится в один ряд с атеизмом (безбожием). В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, издававшегося на рубеже XIX – XX вв., присутствует слово «свободомыслитель» – «человек, который в своих воззрениях, особенно религиозных, не связывает себя никаким авторитетом, никаким преданием, а всецело исходит из разума» [6, c. 186]. Как самостоятельный «словарный»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=