Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 164 «Антиномия — это рассуждение, образуемое двумя высказываниями, каждое из которых приводит к взаимоисключающим выводам, которые нельзя отнести ни к истинным, ни к ложным» [5]. В логике антиномия – это максимально резкая форма парадокса, которая показывает несовершенства обычных методов образования понятий и методов рассуждения. В «Критике чистого разума» И. Кант формулирует систему философских антиномий и обосновывает, что антиномии неизбежно возникают при попытке человека осмыслить бытие как вечный мир «вещей в себе», единство имманентного и трансцендентного. «По Канту, такого рода попытки мыслить мир как единое целое, подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного, приводят разум к неизбежным противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих четырёх «антиномий чистого разума»: 1. Мир конечен - мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого. 3. В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но существует только свободная (спонтанная) причинность. 4. Существует безусловно необходимая первопричина мира (Бог) - не существует никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его первопричины. Таким образом, антиномии рассудка по Канту выражают глубоко противоречивое состояние человеческого разума («спор разума с самим собой»), стремящегося преодолеть ограниченность рассудочных определений мира» [5]. В учении Г. В. Ф. Гегеля противоречие является необходимой частью развивающегося исторического бытия и духа. Эта идея является одной из основных в диалектике Гегеля. Он был убеждён, что «если следовать диалектике, которая хотя и содержит в себе предшествующую логику и метафизику, но развивает их дальше, то можно показать, что на деле каждое понятие, каждая категория также антиномичны. Противоречия, представленные в форме многообразных антиномий, Гегель считал свидетельством диалектического характера познания» [5]. Для науки антиномии имеют значительную роль. Потому что антиномия, как неустранимое противоречие между суждениями, заставляет пересматривать теории, в которых проявилась та или иная антиномия, развивать и совершенствовать их, что является важным двигателем развития научного знания. При этом важно понимать, что антиномией не является противотечение, которое возникло из-за неверных выводов, ошибок в доказательствах или базировании на ложных данных. Антиномией является именно то противоречие, оба положения которого равно логически доказуемы и выводимы в рамках одной научной теории [5]. Для культуры и политики можно выделить несколько антиномий. Более того, на каждом новом ветке развития знаний о понятии возникают новые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=