Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 163 Противоположным понятиям для убеждения, является принуждение. Отношение противоположности дает нам соответствующие категории: не- убеждение и не-принуждение. Но при импликации мы видим, что убеждение не эквивалентно не-принуждению, а принуждение не эквивалентно не-убеждению, так как индивид может действовать не только под воздействием, но и добровольно. В таком случае, не-убеждение, включает в себя действия как минимум по принуждению или против своего желания, а не-принуждение включает в себя действия как минимум по убеждению и в соответствии со своими желаниями. Квадрат оказывается не замкнутым. Но если мы посмотрим на понятие «убеждение» не только как на способ воздействия, но и как на «убеждения», т.е. систему ценностных установок индивида, то нам представится интересная картина. Поступать в соответствии со своими убеждениями – значит делать то, что считаешь правильным, что соответствует ценностям. Значит, индивид желает поступить именно так. Для того, чтобы у индивида были определенные убеждения его необходимо убедить, т.е. заложить ему ценностные установки. А сформированы эти установки посредством специального или естественного культурного воздействия не имеет значения. В таком случае, не-убеждение эквивалентно принуждению, т.е. совершению действий вопреки своему желанию, под давлением. И не- принуждение также эквивалентно убеждению, совершению действий без давления, в соответствии со своим желанием. Квадрат А. Греймаса становится замкнутым и дает следующий вывод: индивид действует либо так, как хочет, либо под силовым давлением. Можно возразить, что желания индивида могут быть продиктованы не только убеждениями, но и животным началом. Но это является отголоском антиномии культуры – постоянным противоборством человеческого и животного начала человека. Рассмотрение этой проблемы – тема отдельной работы, для нас же важно, что индивид поступает в соответствии с тем, как хочет поступить. Для достижения целей данной работы мы примем, что убеждения в любом случае оказывают определяющие влияние на действия человека в обществе. Антиномии Как уже было сказано выше, мягкая сила – сложное понятие, содержание и сущность которого трудно ухватить, потому что концепт «мягкой силы» появился значительно позднее, чем сам феномен и в силу ряда причин описал и включил в себя лишь часть этого феномена. Концепт нуждается в переосмыслении, а значит необходимо анализировать именно сам феномен. Сущность феномена возможно анализировать посредством метафизических методов, т. е. прежде всего рассмотрев феномен с философских позиций. Мягкая сила лежит на пересечении политики и культуры, понятий, которые включают в себя значительно число иных понятий и сфер и поэтому довольно близки к «категориям». Поэтому автор предлагает определить сущность мягкой силы через антиномии базовых понятий для мягкой силы – собственно культуры и политики. Но для начала необходимо объяснить, что такое антиномии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=