Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 161 Македонии [9]. Колонизаторы Азии, Африки и Америки обучали детей местной элиты европейским языкам и культуре, способствовали распространению христианства и таким образом старались привить местному населению свой культурный код, чтобы в перспективе сделать их частью своей нации и закрепить колонизированные территории. Сохранение местных верований и культуры, соответственно, колонизаторами не поощрялось. Можно назвать эти примеры яркими проявлениями того, что будет названо в конце XX-го века мягкой силой. Поэтому Д. Най-младший является отцом-основателем не самого явления «мягкая сила», а тем, кто только попытался концептуализировать данное явление. Фактически, Д.Ная-младший предложил лишь один из подходов к описанию уже давно существующего феномена. Поэтому дискуссии о сути и содержании мягкой силы не прекращаются до сих пор. Но несомненная заслуга американского политолога состоит в том, что его исследования вывели дискуссию и изучение мягкой силы на качественно иной уровень. Существуют и другие взгляды на определение мягкой силы. Подходы российских авторов во многом рассматривают мягкую силу с реалистких позиций. Один из таких подходов (О. Ф. Русакова), предлагает посмотреть на мягкую силу как на способ заставить людей любить ваше государство [13]. По мнению автора, такой подход, довольно абстрактный и не дает понимания, чем является мягкая сила, а лишь отвечает на вопрос о её предназначении. Для сторонников реалитиской концепции мягкая сила и пропаганды представляют собой примерно одно и тоже (М. М. Лебедева) [12, с. 219] и являются инструментами для решения внешнеполитических задач. Во многом именно такое понимание мягкой силы отражено в Концепциях внешней политики Российской Федерации 2013 и 2016 годов [11; 14]. Интересны взгляды на феномен мягкой силы азиатских исследователей. Для Китая (С. Сао-Ченг) характерен подход к мягкой силе как к способности государства к политической мобилизации, внутренней и внешней. Воздействие на мнение людей посредством символов, являющихся частью культуры [3, p. 57]. Японские авторы (Аоки Томацу) понимают мягкую силу как процесс влияния на мир посредством цивилизационной и культурной деятельности [10]. Особое внимание уделено именно подходам японских и китайских ученых, так как у Японии и Китая с древних времен есть практики, которые сегодня можно отнести к мягкой силе. Поэтому взгляды исследователей из этих стран представляют собой, прежде всего, осмысление национального опыта. Кроме того, эти страны и сегодня активно используют мягкую силу. Таким образом, существует ряд причин, почему подход Д. Ная- младшего нельзя считать исчерпывающим и основывать научные исследования только на нем. «Некоторым консенсусом, относительно содержания понятия «мягкая сила», можно назвать исключающий подход к мягкой силе: мягкой силой является всё то, что не является жесткой силой. На данном этапе именно противопоставление мягкой силы жесткой силе является единственным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=