Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 150 Цель работы – сравнить взгляды советского писателя Ч. Т. Айтматова и религиозного философа Н. А. Бердяева. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач : уточнить содержание понятия «богоискательство» и обратиться к сюжету романа «Плаха» (1986), где обнаружилось наибольшее пересечение идей двух авторов. Для начала необходимо сказать, что религиоведческая школа исследования советской прозы, за исключением имеющихся работ доктора философских наук, отечественного религиоведа З. А. Тажуризиной (1932-2022), на сегодняшний момент представлена достаточно слабо. В тексте статьи предпринимается попытка заполнить данный пробел, в чем заключается актуальность настоящего исследования. Те концепции, которые были предложены Тажуризиной, не могут остаться без нашего внимания. Согласно профессиональному мнению, художественная культура (прежде всего, художественная литература и фольклор) представляет собой широкий резерв знаний о религии и свободомыслии. Советские писатели выявляют самые разнообразные типы верующих и неверующих героев: фанатиков, скептиков, последовательных атеистов. При этом описание духовной жизни других предстает как «самоописание», благодаря чему мы можем судить о психологии отдельных советских авторов, истоках их религиозного или нерелигиозного сознания. «Художественную культуру следует выделить в специальную область исследования религии» [1], «Погружение в сферу художественной литературы при изучении религии совершенно необходимо нашей науке… Многие из писателей в этот период обратились к религии как к средству преодоления неблагоприятных явлений в обществе, другие пытались осмыслить изменения в обществе с позиций внерелигиозных» [2, с. 174-175] – писала религиовед. Итак, диапазон свободомыслия (как и богоискательства) достаточно широк: критическое отношение к религии может быть явным и скрытым, поверхностным и обоснованным, безрелигиозным и не свободным от религиозных элементов. Таким образом, оно существует на стихийном и теоретическом уровнях [3, с. 1132-1133]. В творчестве писателей, которые размышляли о религиозных вопросах свободно, такие процессы шли пограничным образом. При этом не стоит забывать, что они работали с образностью и художественностью, преследуя определенные цели воздействия на читателей. Ч. Т. Айтматов (1928-2008) – советский писатель киргизского происхождения, совершивший переход от национального видения мира и мифо-фольклорного направления в литературе 60-х годов ХХ века к планетарному мышлению и философии космополитизма, на основании чего мы вправе утверждать, что ему был присущ т.н. «синкретизм сознания»: «Кем вы себя считаете: мусульманином, христианином, буддистом или еще кем-то? Я сказал: и тем, и другим, и третьим, и еще космополитом. То есть для меня многое в мире сейчас имеет общую сущность, общую основу…» [4]. Вопросам религии писатель уделял отдельное внимание. Роман «Плаха» стал одним из ключевых в этом смысле произведением, где используются

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=