Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 147 информацией, превращающей человека не столько в онтическое существо, сколько в виртуальное «тело без органов» Ж. Делёза, шизопоток, интенсивность аффектов. Ситуация редукции сознания дошла до точки ликвидации человека как принадлежности субъективности, человек не замечает не только феномены сущего, но и себя как присутствие. Размыкание – основополагающий термин экзистенциальной онтологии Хайдеггера – подвергается тотальному пересмотру в условиях числовых соотношений. Возникает ситуация смыкания: «…современное мышление становится всё более и более слепым и превращается в пустое вычисление, у которого есть лишь одна возможность – рассчитывать на результат и, пожалуй, на сенсацию» [4, c. 124]. Для движения к истинному модусу бытия необходима новая точка роста, необходимо заново открыть человеку мир сущего, онтическое измерение, виртуальное максимально редуцировало его кругозор. В виртуальном человек не реализует своего размыкания, ибо виртуальное – это не онтологический и не онтический планы его бытия. Виртуальное – это симуляция онтического плана, которая управляема извне. При данной симуляции происходит экстериоризация энергии бытия, её дисперсия вовне. Иными словами, дигитальный план бытия есть по своей природе вид деградированного (с энергийной точки зрения) онтического плана. Характерной особенностью этого цифрового уровня является вначале атомизация отдельных индивидов (привация разомкнутости, по мысли Хайдеггера), пример которых – феномен хикикомори, а в конце этого пути трансформация индивида в дивида, человека как носителя многих потоков и кодов инфосреды. В самой последней стадии этого движения происходит отказ от любых фундаментальных идентичностей, которые до недавнего времени определяли человека как человека: сознания, трансцендентного духовного опыта, связи с богом и бытием, понятым онтологически. На финальной стадии происходит полнейшая дисперсия, рассеивание энергии, которая фундирует экзистенцию, переход её в виртуальность, которая является движением в сторону от просвета и события Хайдеггера. Хайдеггер в последнем этапе своего творчества тоже определял присутствие как экстериоризацию навстречу бытию. В этой открытости последнее определяло и конституировало человека. Но конституировало его именно онтологически понятое бытие, ничто как иной план бытия, тайна иного, постижимого не философией и наукой, а поэзией, искусством и духовной практикой. В случае же с дигитальным Другим, навстречу которому разомкнулось присутствие, человек конституируется деградированным планом сущего, выпадая и из онтического, и, тем более из онтологического измерений. Таким образом, нетривиальный подход к интерпретации четверичной бытийственной модели Хайдеггера приводит к выводу о роковом движении мысли к её алгоритмической форме без онтологического содержания. По заданным алгоритмам человек движется в дигитальной плоскости, он лишён смысла движения, что является абсурдом с точки зрения досократиков, считавших смысл предшетвующим любой актуализации. Что стоит за этим

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=