Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 145 отношению Dasein – Sein. Человек познаёт Бытие внутри себя, не снаружи. В таком случае, наблюдается гиперзакрытость и атомизированное состояние самого человека. Его сознание разорвано структурой существования на поверхности дигитальной плоскости. Данная поверхность не предполагает какого-либо истинного трансцендирования, а создаёт лишь симулякр, вечный цифровой гештальт, приводящий в тупик своим перманентным напоминанием о несовершенстве и бесполезности жизни. Это звучит ещё поразительнее потому, что Япония является страной с величайшей духовной культурой, транслировавшей долгие века мысль о Ничто, трансцендентной реальности, просветлении – сатори и дзен. Напомню, что учение даосизма, повлиявшее на доктрину дзен – буддизма, также весьма ценилось поздним Хайдеггером. Если в таких культурах, как японская, возникает форма цифрового забвения бытия (хикикомори), то в совершенно онтических формациях человечества этот процесс идёт с ужасающей быстротой. Оказалось, что боги из четверицы Хайдеггера необходимы человеку как смыслы, а без просвета и озарения отсутствует не только духовный аспект человеческой экзистенции, но и обычная гармония повседневной жизни. Спускаясь по лестнице смыслов от онтологической конституции к конституции виртуальной, человек терял полноту своих экзистенциалов, он не просто перешёл в неаутентичный модус экзистенции, он пошёл дальше, решив избавиться от сущего – перейти в виртуальное. Идея иммортализма кочует по трансгуманистическим комьюнити, призывая перейти в цифровую плоскость, «обрести бессмертие» в электронных сетях. Является ли этот переход переходом в Ничто, или это один из многих вариантов трансформации в онтическое измерение, в данном случае, переход в цифровую плоскость? Если понимать под Ничто некий иной способ бытия, то, очевидным становится последний вариант. Плоскость, сгиб, точка – эти термины наиболее полно представлены в топологической философии Делёза. Жиль Делёз создал новый пространственный дискурс, в лоне которого развиваются онтические, дигитальные представления о постчеловеке и его трансгуманистических формациях (киборги и обитатели ктулуцена Донны Харауэй, интенсивности Брайана Массуми, искусственный интеллект в киберфутуризме и др.). Эти представления, как можно наблюдать по перечисленным примерам, уже выходят за рамки неких сугубо онтических конструктов и предполагают фигурирование почти виртуальных описаний постчеловеческих существ. Например, сам термин интенсивность не отсылает нас к какой-либо материальной, эмпирически ощущаемой наличности, а показывает своеобразную размытость, стёртость восприятия человека. Но эта размытость не виртуального как аутентичного модуса воображения человека, а виртуального как цифровой структуры, дающей готовые каналы, ведущие к аннигиляции человека в электронных сетях. Со стёртостью человека коррелирует следующая цитата Хайдеггера: «Сама констелляция бытия говорит нам о себе. Но мы пока не слышим её слова, оглушённые и ослеплённые в царстве техники тем, что слышим по радио и видим на экране. Грозящая опасностью констелляция бытия – это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=