Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 142 друг с другом, представляли собой мировую гармонию, в которой каждая часть четверицы занимала своё определённое бытием место. Эти отношения не были эгалитарными, но являлись гармоничными, едиными в своей противоположности. Не зря мера была таким важным понятием для греков, так как, познав меру, греки входили в аутентичный модус своей экзистенции. Итак, «ладность» бытия продолжалась до появления идей Платона, которые создали метафизический план мышления, определив всё развитие западной цивилизации. Вечно подвижный, вездесущный, пронизывающий всё и беспредельный логос был оставлен Платоном, создавшим учение об идеях. Идеи уже фиксировали логос, они давали «правильный», неизменный взгляд на вещи, который сокрыл истину (др. – греч. ἀλήθεια). Истина же, по Хайдеггеру, несокрыта, она транслирует зов бытия. Истина не постигается рационально, ибо рациональный подход ведёт к онтической редукции переживаний. При онтической формации человека формируется незаметная топика бытия, она не берётся в расчёт, так как расчёт – это не полнота видения, а лишь узкий взгляд на сущее, который наблюдает сущее в сущем, но не замечает временного аспекта бытия в его сингулярности. Идеи родили сущности, которые затмили собой аутентичный модус Dasein на тысячелетия. С этого началось первое забвение бытия, несмотря на ещё не полный разрыв связи с ним. Первое великое начало досократиков закончилось приходом идей Платона. Доминирование неба (вместилища эйдоса) привело его к фиксации в верхней точке. Это изменение повернуло за собой всю четверицу, нарушив баланс её составных частей. Из гармоничного единства противоположных частей получилась шаткая конструкция, в которой росло напряжение, через века вылившееся в появление эпохи модерна. Декарт – отец модерна и рационализма – изобретает субъекта. Вещь превращается в объект, небо – в пространство физических тел, божества объединяются в лице деистического бога философов, человек становится рациональным субъектом, лишённым чувств, многообразия жизненного опыта, вопрошания о смысле экзистенции. Установки были даны, и, вследствие этого, судьба западной цивилизации встала на путь, приведший её к Первой мировой войне и тотальному нигилизму, апогеем которого стала философия Ницше, в ней уже ничего не осталось от онтологичного восприятия бытия. Человек в ницшеанском концепте представлен лишь в чувственном измерении онтического. ХХ в. предал забвению das Geviert, выйдя в плоскости болтовни (нем. das Gerede) и неаутентичного модуса существования (нем. das Man). Онтическое взяло верх над онтологическим восприятием бытия. Хайдеггер заявляет о необходимости другого начала (нем. der andere Anfang), которое придёт на смену забвению Бытия. На своих лекциях он отводит особое место экзистенциалу решимости, увлекается даосизмом и утверждает, что новый бог придёт с России или Китая. Современное ему состояние мировых дел Хайдеггер оценивает крайне пессимистично, полагая постав (нем. das Gestell) – переход технэ (поэзис) в технику (производство) – роковой судьбой человечества. Хайдеггер крайне

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=