Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 139 необъективируемых черт человека, таких, как его чувства себя, реальности, божественного. Философское вопрошание о субъективности антропологической реальности нашло своё значительное выражение в фундаменталь-онтологии Мартина Хайдеггера. Его концепт четверицы предлагает обнаружить целостную картину бытия, невозможного без человека. Данная оптика является альтернативой дигитальному отношению к человеку, так как последнее предлагает определить человека онтически. Наделение человека субъективностью обращает взгляд философии к человеку как источнику реальности. Проблема элиминации антропологической реальности в ходе развития философии к её интеллектуальной форме, занимающейся сущим, а не бытием, требует решения через способность сознания к синтезу, а не к аналитической деятельности. Именно синтетический подход к описанию бытия четверицы предлагает Хайдеггер. Проблема исчезновения человека – это, главным образом, перевод дискурса о нём из невыразимого в язык сущего, в сциентистский подход к нему. Концепт четверицы предлагает взглянуть на историю развития дигитального дискурса, на его движение к среде без человека. Методы исследования в данной статье представлены феноменологическим подходом к рассмотрению реалий четверицы, аналитикой фундаментальной онтологии. Нить нигилизма, породившая ансамбль онтических конструктов и постчеловека среди них, тянется от Платона до наших дней. В течение своего развития эта нить оставляет ряд важных для понимания современного состояния человечества точек, на которых необходимо остановиться подробнее. В нижеследующей дескрипции этого рокового движения я буду использовать философскую модель Мартина Хайдеггера – das Geviert – четверицу. Das Geviert представляет собой схематично изображённое понимание Хайдеггером Seyn-Бытия. Эта модель появилась после детального изучения Мартином Хайдеггером философского наследия досократиков, особенно, Гераклита, диалектический метод которого был основанием мирочувствия эллинов в том или ином виде до пришествия метафизического концепта Платона. Аристотель приводит мысли Гераклита о диалектическом единстве мира в своём трактате «Этика»: «… например, Гераклит, который говорит, что “противоположное полезно”, “из различных элементов возникает прекраснейшая гармония”, и “всё происходит от войны”» [1, c. 209]. Исходя из заданной Гераклитом парадигмы борьбы (греч. πόλεμος) связанных в своём единстве частей бытия, возник образ четверицы, представляющий несколько элементов, расположенных диагонально; в центре, на пересечении двух диагоналей находится вещь (нем. das Ding). В данном случае, πόλεμος понимается не как борьба в прямом смысле этого слова, но как динамическое взаимодействие частей четверицы, не редуцируемых друг к другу, но находящихся в состоянии одно-сложности, ирредукционистско- редукционистской когерентности, выражаясь языком сложностной теории В. И. Аршинова и Я. И. Свирского.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=