Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 122 стен – мы живем всегда на виду, вечно омываемые светом. Нам нечего скрывать друг от друга. К тому же это облегчает тяжкий и высокий труд Хранителей. Иначе мало ли что могло быть. Возможно, что именно странные, непрозрачные обиталища древних породили эту их жалкую клеточную психологию. «Мой (sic!) дом – моя крепость» – ведь нужно же было додуматься!» [1]. Идеально чистая архитектура из стекла и железа – одна из ведущих тенденций современной архитектуры – стиль хай-тек (основоположники: Ричард Роджерс, Норман Фостер, Николас Гримшоу, Кэндзо Тангэ 1980-е годы; архитектурные сооружения: Центр Помпиду в Париже, Собор святой Марии и Олимпийский центр в Токио, Лондонская ратуша в Саутуарк, Зеркальный небоскреб в Дубае, штаб-квартира Hankoo в Южной Корее, Apple Park в Калифорнии) [9; 10]. Общество, описываемое в романе «Мы» и общество XXI века – это социумы тотальной слежки: видеонаблюдение как спрут опутало всю человеческую жизнедеятельность (офисы, жилые дома, магазины, улицы, парковки). Хакерские атаки и взломы баз персональных данных стали обыденностью XXI века. D-503 воспринимает тотальный контроль как само собой разумеющееся явление: «Я знал: прочтенное ею письмо – должно еще пройти через Бюро Хранителей (думаю, излишне объяснять этот естественный порядок) и не позже 12 будет у меня» [1]. Герой утверждает, «что это охраняет нашу несвободу – то есть наше счастье. Это древние стали бы тут судить, рядить, ломать голову – этика, неэтика…» [1]. Идея единого мирового государства без расовых, территориальных и религиозных конфликтов пронизывает весь роман, у Е. Замятина звучит мысль о безальтернативности вариантов образа жизни, его предопределенность не только в распорядке дня и сексуальных предпочтениях, но и в выборе пищи. «…в 35-м году – до основания Единого Государства – была изобретена наша теперешняя, нефтяная пища» [1]. Состав современных продуктов питания скорее напоминает таблицу Менделеева, появление генно-модифицированной еды, созданной с помощью методов генной инженерии; гастрономические предпочтения современного населения ориентированы в сторону фаст-фуда, что влечет за собой тяжелые физические заболевания в результате ожирения. Главный герой романа причислял себя к «Мы – счастливейшее среднее арифметическое… Как это у вас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности – от кретина до Шекспира…» [1] до того момента пока у него не образовалась душа, вызванная чувством любви к I – 330. «Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа» [1]. Любовь породила муки ревности и фантазию («а, у механизмов не должно быть фантазии» [1]), посадила в сердце, по словам строителя «Интеграла», «занозу», что повлекло за собой психологическую нестабильность и состояние антиномии: абсолютная вера в Единое государства, власти Благодетеля и желание узнать другую жизнь за Зеленой стеной, желание совершать поступки, не установленные Хранителями, согласно Часовой скрижали; ощутить себя не частью «мы» – счастливейшего арифметического, а стать «Я».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=