Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 119 затрудняет процесс прочтения, требуя от читателя углубленной мыслительной деятельности. Весь распорядок жизни главного героя и всех жителей государства подчинен Часовой скрижали: «В один и тот же час единомиллионно начинаем работу – единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионнорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, мы подносим ложки ко рту и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тэйлоровских экзерсисов, отходим ко сну…» [1]. Герои романа: D-503, I-330, O-90 и другие персонажи лишены собственных имен и носят буквенно-цифровое наименование. «Замятинские «нумера» - безликая масса, взаимозаменяемые винтики в машине всеобщего благоденствия, имена им попросту ни к чему» [6]. В начале XX века была распространена идея упразднения имен и местоимения «Я», описанная в антиутопической повести Айн Рэнд «Гимн»: «Наше имя Равенство 7 2521. Так написано на нашем железном браслете, таком, какой все люди носят на левом запястье. Нам двадцать один год. Наш рост шесть футов. Это плохо, не так уж много людей шести футов ростом. Учителя и Начальники всегда выделяли нас и, хмурясь, говорили: „Равенство 7 2521, в твоих костях живет зло, ибо твое тело переросло тела твоих братьев“. Но мы не в силах изменить ни нашего тела, ни наших костей» [6]. Стоит отметить, что Замятин в романе «Мы» предрек появление солжениценского «Щ-851» (рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). У человека XXI века имена собственные сохранены, однако их цифровые дублеры присутствуют в номерах ИНН, СНИЛС, различного роля паролях и кодах. «Современное поколение, охваченное киберпространством, все чаще задумывается над возможностью создания цифрового двойника своей личности и виртуальными способами общения за пределами физического существования человека в этом мире: AI-версия робота или чат-бота» [7]. Идеальный мир Единого государства возглавляет Благодетель, оберегают Хранители и Зеленая стена, за которой находятся дикие земли и люди в естественном состоянии. Вариант идеального мира за стеной был продемонстрирован в американском научно-фантастическом фильме «Элизиум» («рай на земле»), вышедши в прокат в 2013 году (режиссер Нил Бломкамп) и представляющий собой социальную антиутопию с элементами боевика и киберпанка. Сюжет фильма отчасти схож с сюжетом романа: в 2154 году существует два класса людей: одни живут на идеальной искусственно созданной космической станции Элизиум и остальные, проживающие на разоренной и перенаселенной планете Земля, где жизнь человека полностью подчинена искусственному интеллекту. Основная задача будущего общества Единого государства «проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной… подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах… быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми…» [1]. В этих строках отчетливо прослеживаются современные реалии цифровых технологий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=