Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 118 города» М. Салтыкова-Щедрина, «Сон смешного человека» Ф. Достоевского и «Что делать?» («Четвертый сон Веры Павловны») Н. Чернышевского. Этимология слова антиутопия уходит своими корнями в греческий язык и в дословном переводе обозначает: anti – против, utopia – утопия. «Утопия (греч. u –нет; topos – место) - место, которого нет; иное объяснение: еu – благо и topos – место, т. е. благословенное место» [4, с. 57]. В философской литературе понятие «утопия» появилось в произведении античного мыслителя Платона «Республика»: повествование об идеальном государстве. В романе Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» мы также встречаем термин «утопия». Томазо Кампанелла (XVII век) создал философское произведение в формате поэтического диалога «Город Солнца», где описал «идеальную» общину, живущую без частной собственности и семьи, в которой государство поддерживает науки и просвещение, обеспечивает воспитание детей и нормирует труд» [4, с. 58]. Очевидно влияние произведений Платона «Государство» и Т. Мора «Утопия». Далее, в XIX веке, жанр получил свое развитие в творчестве французских философов-утопистов: А. Сен-Симона («Письма женевского жителя к своим современникам», «Катехизис индустриалов», «Новое христианство»), Ш. Фурье («Новый хозяйственный мир», «О близости социальной метаморфозы», «Теория четырех движений и всеобщих судеб»), Э. Кабе («Путешествие в Икарию»). Роман Е. Замятина «Мы» в Советском Союзе был воспринят как гротесковая критика идей социализма и идеологии коммунизма. Критик А. Вронской писал: «Роман целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала становящимся практической, будничной проблемой» [4, с. 58]. Комментарии к произведению высказал писатель, литературный и театральный критик Я. Браун, отметив, что автор «взлетает на головокружительную высоту художественного и философского прозрения» [4, с. 59]. «Мы» – синтетическое произведение, соединившее в себе футурологию, мифотворчество, гротеск и философию неореализма, оказалось отнюдь не пародией на советское пространство, а пророчеством о глобальной цифровизации мирового сообщества XXI века. События происходят спустя тысячу лет после окончания войны: «Правда, выжило только 0,2 процента населения земного шара. Но зато, очищенное от тысячелетней грязи, каким сияющим стало лицо земли. И зато эти ноль целых и две десятых вкусили блаженство в чертогах Единого Государства» [1]. Главный герой антиутопии – математик и строитель «Интеграла» (космического корабля) « нумер» D-503, приверженец идеи построения «математически совершенной жизни Единого Государства» [1], от лица которого ведется повествование в формате дневниковых записей- конспектов (40 глав), описывающих ежедневные события. «Замятин часто пользовался в своих произведениях тем, что он называл «приемом пропущенных ассоциаций», недомолвок, иносказаний» [4, с. 64], что несколько

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=