Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 117 Актуальность. Мир цифры XXI века по данным экспертного совета Давосского экономического форума представлен следующими показателями: 80 % людей, использующих сеть Интернет; 90% пользователей смартфонов; доля искусственного интеллекта в аудиторских проверках составляет 30%. Цифровизация современного общества наблюдается в таких процессах как: тотальная роботизация производства (Япония, Сингапур, Южная Корея, Китай), массовое использование 3D принтеров в различных отраслях, в том числе и медицине; хакерские атаки и информационные войны в средствах массовой информации и сети Интернет: «Четыре газеты могут принести врагу больше зла, чем стотысячная армия» (Наполеон); кибервойны (1991 год – первая кибервойна в Ираке) и оранжевые революции по средствам цифровых технологий. Наблюдается динамика социальных процессов, переходящая в виртуальную реальность по средствам гаджетов и появление технологии, созданной на стыке Интернета, криптографии и платежных систем – блокчейны (цепочка блоков) [2]. Информатизация монополизирует все сферы человеческой жизнедеятельности. Цифровизация общества декларирует внедрение онлайн- технологий в пространство социума. Современные цифровые платформы, основанные на кодировании данных, формируют новое ощущение бытия и «облачного сознания», унифицируя индивидуальное мышление: «Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой. И я – мы, четверо, – одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке» [1]. Мир цифры наступил гораздо раньше, нежели в XXVI веке, описываемым Евгением Замятиным в романе-антиутопии «Мы». Произведение было создано в 1920 году, но в России публикация по идеологическим соображениям была не возможна, в связи с чем, роман был переведен на английский язык и издан в 1924 г., в Нью-Йорке. В 1952 году полную версию романа на русском языке опубликовало издательство им. А.П. Чехова, в СССР роман вышел в 1988 году (см. Приложение 1). В названии романа «Мы» сконцентрирован страх автора перед грядущим будущем – вопрос об автономии личности в обществе. Нивелирование понятия индивида, сведение к элементарной шестеренке, подобной одной из многих в едином механизме выражен в емком названии произведения «Мы». Жанр романа – социальная антиутопия, породившая новый этап фантастической литературы XX века, к которому принадлежат такие произведения как: «О новый дивный мир» Олдоса Хаксли и «1984» Джорджа Оруэлла. Жанр антиутопия – это реакция на перемены в обществе, «ответ утопическим жизнеописаниям, где авторы говорят о воображаемых странах типа Эльдорадо Вольтера, где все идеально» [3]. Жанровые истоки романа можно обнаружить в произведениях русских классиков: «История одного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=