Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 112  фон видеокамеры, который транслирует рабочее место преподавателя и студентов, отражает новое правило проведения занятий при помощи ВКС-технологий - «положение спиной в стену» [6, с. 17], во избежание попадания в виртуальную аудиторию посторонних (например, членов семьи студента), что может привести к задержке или срыву учебного мероприятия. Решением проблемы так же может быть использование функции цифровых платформ «размытие фона» или работа с выключенными камерами. В последнем случае, коммуникация осуществляется посредством инфографики;  изображения, презентации, медиафайлы и т.п., использующиеся на online-занятии, должны быть подготовлены преподавателем заранее, являться содержательными, лаконичными и профессионально оформленными. Работа с инфографикой, с одной стороны, усиливает визуальный аспект взаимодействия преподавателей и студентов в «виртуальной аудитории». С другой – существует риск того, что при выключенной камере, за «аватаром» электронного профиля, обучающиеся могут заниматься сторонними делами, не вникая в образовательный процесс. Организационный аспект обусловлен особенностями интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов в виртуальном образовательном пространстве. Коммуникация на занятии, организованном при помощи ВКС- технологий, может стать неэффективной в силу того, что одновременно требуется максимальная концентрация внимания на предмете и работе с цифровыми платформами. Поэтому, как преподавателю, так и студентам необходимо структурировать учебный материал таким образом, что бы достичь оптимального баланса между усвоением полученной информации и вниманием аудитории: подача материала должна быть краткой и содержательной, исключающая растянутость или поспешность речи, паузы. Кроме того, online-занятие, в отличие от традиционного, характеризуется отсутствием коллективной работы – «коллективного мы», что в значительной мере усложняет коммуникацию преподавателя и студентов в виртуальном образовательном пространстве. «Нарушение коммуникации идет и в плане обратной связи по каналу невербального языка общения, который присутствует в формате видеоконференций в весьма минимизированном объеме» [6, с. 18]. Цифровой этикет в данном случае предполагает соблюдение этикетной культуры: умение сдерживать чувства и эмоции, управлять поведением и реакциями. Технический аспект заключается в подготовке к online-занятию цифровых платформ: рассылка «приглашений» на видеовстречу, оповещений, настройка входа/выхода, автоматическое приветствие участников и т.п. При этом важно учитывать правила цифрового этикета, касающиеся взаимодействия посредством электронной переписки (e-mail, чаты, мессенджеры): деловой стиль письма, грамотность, лаконичность, соблюдение времени отправки сообщения и ответа и т.д. Следование данным правилам обеспечивает построение эффективной коммуникации участников образовательного процесса в виртуальном пространстве.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=