Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 111 менее, соблюдение этих правил содействует эффективному взаимодействию пользователей в цифровой реальности. Применительно к виртуальному образовательному пространству, созданному при помощи ВКС-технологий, важно обратить внимание на вербальный, визуальный, организационный и технический аспекты [6, с. 17] этикетной коммуникации преподавателей и студентов. Вербальный аспект коммуникации осуществляется посредством речи, следовательно, проведение занятий в online-формате требует соблюдения следующих правил: приветствие в начале учебного мероприятия и прощание в конце; использовать спокойный тон разговора и соблюдать принцип вежливости, придерживаться общепринятой лексики; следить за вовремя включенным/выключенным микрофоном/камерой. Во избежание коммуникативных провалов и психологической напряженности, преподавателю, помимо следования указанных правил, во время видеовстречи со студентами необходимо быть лаконичным в изложении учебного материала, деликатным и корректным в оценке суждений и поступков обучающихся, держать субординацию в общении, вне зависимости от того, что занятие происходит в «виртуальной аудитории». Данные правила цифрового этикета ведут к взаимоуважению и установлению доверительного общения в виртуальном образовательном пространстве, что является вспомогательным фактором успешного освоения студентами учебной программы в формате online. Визуальный аспект взаимодействия преподавателей и студентов в виртуальной аудитории осуществляется с помощью зрительно воспринимаемых образов: внешний вид участников образовательного процесса, невербальные сигналы (мимика, жесты), фон, на котором работает видеокамера, а так же инфографика, изображения, презентации, которые используются на online-занятии. Цифровой этикет предполагает:  опрятность в одежде – повседневная, в нейтральной цветовой гамме, «пижама и строгий деловой костюм оцениваются как две крайности в рамках практик образовательной среды» [6, с. 17];  мимика, жесты, интонации, выражающие эмоциональное отношение как преподавателя, так и студентов к происходящему на занятии – необходимый элемент образовательного процесса. Особенно важным является проявление преподавателем невербальных сигналов, которые «включают» (например, приглашающие жесты) обратную связь от студентов и повышают ее интенсивность (например, жесты одобрения). Монотонное чтение лекционного материала в монитор компьютера/планшета и заслушивание докладов обучающихся не способствует эффективному учебному процессу в online- формате. Поэтому, невербальные методы должны присутствовать на занятии в «виртуальной аудитории», однако, в выдержанном темпе, поскольку видеоканал может передавать информацию/действие с задержкой и нарушать их смысловое содержание;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=