Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 110  сохранение диалога в переписке или «цифровой след» - залог эффективного взаимодействия, особенно в ситуациях, когда необходимо напомнить адресату о ситуации общения. Частым бывает, что студент «не получал» никакого задания, поэтому не готов вовремя сдать проект/тест/контрольную. Цифрой след в данном случае указывает на исходное послание и укрепляет позиции преподавателя в спорной ситуации;  соблюдение времени для отправки письма/сообщения. Размытие границ личного и рабочего времени на дистанционном обучении – одна из многочисленных этических проблем цифровой трансформации образования. Получение от студентов сообщений или писем, как правило, сопровождающихся звуковым сигналом смартфона/планшета, может быть в любое время суток. Исключить получение писем в нерабочее время возможно благодаря установке «блока» на входящие сообщения в определенный период или четким указаниям студентам по времени взаимодействия в сети. Также, в асинхронном ДО используются online-курсы, развивающие у студентов способности к самоорганизации и самообразованию за счет самостоятельного изучения учебного контента и взаимодействия с электронной образовательной средой. Информационно-образовательный контент курсов не только передает информацию и выступает источником знаний, но и влияет на систему норм и правил поведения, отражает нравственные ценности студентов (честность, порядочность, исполнительность, что проявляется в добросовестном выполнении заданий курса). Следовательно, контент должен отображать не только профессионализм разработчика, но и его культуру. Поэтому, при разработке содержания online-курса, необходимо уделять внимание отбору учебного и методического материала, который будет достигать поставленной цели в коммуникации «человек-электронная среда»: контент должен быть актуальным, достоверным, доступным и профессионально оформленным. Синхронное ДО возможно благодаря ВКС-технологиям (Zoom, GoogleMeet, Scype и др.), позволяющим проводить учебные мероприятия в режиме реального времени и создавать «эффект присутствия». Поэтому, занятия в формате видеоконференцсвязи, как и очные занятия, требуют соблюдения правил поведенческой культуры. Многие разработчики цифровых платформ на своих сайтах размещают советы по этикету удаленных встреч. Однако, сложность заключается в том, что в настоящее время отсутствует кодификация норм и правил поведения участников видеовстреч: они зависят от мнения разработчиков цифровых платформ и самих пользователей исходя их конфликтных ситуаций и проблем, возникающих во время проведения видеоконференцсвязи. Как отмечает А. А. Сычев, «традиционные правила деловой этики и этикета переосмысливаются применительно к условиям групповых встреч в онлайн-режиме… Зрительный контакт трансформируется в правило смотреть в камеру, требование не перебивать собеседника в правило держать выключенным микрофон, когда другой говорит» [8, с. 76] и т.д. Тем не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=