Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 108 Виртуальное образовательное пространство университета, образующее эффективную коммуникацию вех участников образовательного процесса, включает: интернет-портал образовательного учреждения, аналитические системы учета успеваемости студентов и научной активности преподавателей, системы управления учебным процессом (Learning Management System), электронно-информационные образовательные среды (Moodle), а так же системы дистанционного образования (Google Classroom, ВКС-технологии). С одной стороны, широкий спектр инновационных нововведений в системе высшего образования, безусловно, содействует модернизации и повышению качества образовательных услуг, создает условия для эффективной деятельности университета в современных реалиях, обеспечивает подготовку востребованных и конкурентоспособных специалистов, обладающих цифровой грамотностью, мобильностью, способностью к непрерывному образованию и решению профессиональных задач. С другой стороны, цифровые технологии и инновации изменяют внутренние и внешние отношения университета, что обнаруживает множество проблемных зон, в том числе в коммуникативном взаимодействии. В полной мере актуализирует проблему этикетной коммуникации в виртуальном образовательном пространстве университета дистанционное образование (ДО), поскольку представляет собой инновационный формат обучения, основанный на удаленном взаимодействии преподавателей и студентов посредством цифровых технологий и сети Internet. ДО предполагает две интерактивные формы виртуальной коммуникации: синхронная (взаимодействие в режиме реального времени) и асинхронная (взаимодействие, при котором участники образовательного процесса разделены в пространстве и времени). Синхронное ДО реализуется с помощью цифровых ВКС-технологий (видеоконференцсвязь посредством сервисов Zoom, GoogleMeet, VideoMost и т.п.). Асинхронное ДО опирается на такие цифровые технологии как e-mail, мессенджеры, онлайн-курсы, чаты, форумы и т.д. Интерактивные формы дистанционного образования создают Phygital пространство, в котором этикетная коммуникация «ценностно обусловлена», и направлена «на признание ценности Другого/Других» [6, с. 16]. А именно, при общении преподавателей и студентов в виртуальном образовательном пространстве университета, этикетным будет то взаимодействие, «которое обусловлено ценностной установкой, эстетически оформлено посредством этикетной нормы и направлено на Другого/Других» [6, с. 16]. На наш взгляд, источником ценностных ориентаций является физическая реальность: если в жизни человек соблюдает нравственные правила, то в виртуальной среде ориентиром будут те же установки и наоборот. Следовательно, цифровой этикет, являясь эквивалентом традиционных нравственных норм в цифровой реальности, регулирует взаимодействие преподавателей и студентов в соответствии с общепринятой системой нравственных правил, норм и манер поведения. Поэтому уважение, внимательность, корректность, тактичность, деликатность функционируют в виртуальном образовательном пространстве в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=