Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 106 к ценности постепенно утрачивает свое смысловое значение, соответственно, и персональную ответственность каждого по отношению к Другому/Другим, что нашло свое выражение, прежде всего, по отношению к соблюдению норм поведенческой культуры в сети Интернет» [7, c. 20]. Поэтому возникает необходимость в цифровом этикете как нормативно-этическом регуляторе коммуникативного взаимодействия «в виртуальном пространстве цифровой реальности» [7, c. 20]. Цифровой этикет – новый вид этикета, возникающий на фоне развития web-системы – «взаимосвязанных гипертекстовых документов, доступных через Интернет, с помощью которых пользователь просматривает веб- страницы, содержащие текст, изображения, видео, другие мультимедийные материалы и производит переход между ними с помощью гиперссылок» [2, с. 19]. Глобальная сеть Internet за прошедшие десятилетия прошла несколько этапов развития:  Web 1.0, характеризующийся созданием веб-сайтов доступных только для чтения, электронной перепиской и отсутствием невербального общения;  Web 2.0 – появление социальных сетей, интернет-сообществ, блогов и возможности передавать информацию в online-режиме;  Web 3.0 – современное виртуальное пространство взаимодействия интернета с человеком, обозначающееся термином Phygital – «объединение двух реальностей, физической и цифровой: Physics + Digital» [1]. Правила поведения в сети на этапах Web 1.0 и Web 2.0 регулировались «сетевым этикетом» или «нетикетом» – предписывающие правила, соблюдение которых делает комфортным и гармоничным процесс коммуникации пользователей интернета. Основой «нетикета» можно считать правила общения в виртуальном пространстве, которые были предложены Викторией Ши в книге «Netiquette» («1. Помните, что вы говорите с человеком, а не с компьютером, и можете его ранить. 2. Придерживайтесь тех же правил и стандартов поведения, которых вы придерживаетесь в реальной жизни и т.д.» [4, с. 12]) и Кодекс поведения блогеров «Blogger's Code of Conduct» [13]. Несмотря на то, что общение происходит в сети, данные правила совпадают с правилами письменной и речевой этикетной коммуникации в физической реальности: вежливость, доброжелательность и т.д. Так же, важно отметить, что активному пользователю сети Internet требуются не только знания этикетной культуры, но и знания работы с информационными цифровыми ресурсами, что является базой для использования, передачи и принятия решений в контексте цифрового пространства. Так, помимо «сетевого этикета», на данных этапах развития интернета, появляется термин «цифровая грамотность»: 1) способность понимать работу с информацией и различными цифровыми ресурсами; 2) понятие, направленное на получение знаний из различных источников [12, с. 90]. Цифровой этикет возникает на этапе развития Глобальной сети Internet Web 3.0, когда искусственный интеллект стал «понимать» информацию, а

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=