Гуманитарные ведомости. Вып. 3 (43) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (43), ноябрь 2022 г 105 which contribute to effective interaction between teachers and students, which is reflected in the successful development of the curriculum in the online format. The author concludes that digital etiquette, as an equivalent of traditional moral norms in the virtual educational space of the university, is an integral component of the digital transformation of higher education and requires its formalization in the form of codification of norms and rules of behavior in digital reality. - : digital transformation of education, virtual educational space, Phygital, university, interactive forms of distance education, communication, digital etiquette. DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-3-104-115 Актуальность исследования . Современные инновационные технологии, активно применяющиеся в высшей школе, не только трансформируют классические формы и методы обучения, создавая при этом виртуальное образовательное пространство, но и формируют цифровую коммуникативную культуру, одной из составляющих которой является цифровой этикет. Цифровой этикет – новый коммуникативный феномен, отражающий свойства и специфику этикетной коммуникации в виртуальном пространстве [6, с. 15] и выявляющий риски «коммуникативных провалов» в цифровой реальности. В этой связи возникает вопрос о роли цифрового этикета в виртуальном образовательном пространстве университета. Целью статьи является рассмотрение этикетной коммуникации и определение значения цифрового этикета в виртуальной образовательной среде ВУЗа. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач :  рассмотреть понятие «цифровой этикет» и раскрыть его смысловое значение;  выявить особенности этикетной коммуникации и риски «коммуникационных провалов» в дистанционном образовании как одной из составляющих виртуального образовательного пространства;  определить значение цифрового этикета в виртуальном образовательном пространстве университета. Этикет, «как форма регуляции поведения…, своего рода «малая этика», представляет собой «правила поведения, обеспечивающие поддержание существующих в данном обществе представлений о подобающем» [10, c. 597- 598]. Становление цифрового общества обуславливает существование этикета как в реальном, так и виртуальном мире: сетевой этикет, нетикет, цифровой – отражают специфику этикетной коммуникации в виртуальном пространстве и формируют новые правила поведенческой культуры. Развитие цифровых технологий и Глобальной сети Internet обусловили формирование новой системы ценностей и ценностных ориентаций, определяющих «становление инновационной, личностно-креативной культуры» [7, c. 21]. Вместе с тем, изменение ценностной парадигмы за счет инновационных технологий и средств коммуникаций порождает девальвацию традиционных ценностей, которые всегда были основой развития социума. С появлением цифрового общества отношение личности «к Другому/Другим как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=