Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 92 столовое бельѐ вышивали и шили в артели. Большим событием для промысла стала серебряная медаль, присуждѐнная за вышитые изделия по эскизам художницы А. Т. Бушуевой на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году [10]. На семинаре, проводившемся в 1973 году, были отмечены поиски новых декоративных решений, освоение забытых или мало использовавшихся техник. В изделиях выпускаемых строчевышивальной фабрикой до еѐ закрытия в 2000- х годах отмечаются изысканные техники и приемы, которые сочетаются с изящными растительными орнаментами и сложными фигурными композициями, состоящими из птиц-пав, петухов, грифонов, барсов, и других фантастических зооморфных мотивов. Становление строчевышивального промысла как ведущей хозяйственной отрасли в Верхнем Ландехе и окрестных селах относится к концу XIX века, что обусловлено общими закономерностями развития строчевышивального дела в Ивановском крае. На формирование своеобразного стиля верхнеландеховской вышивки сказалась близость с селами Нижегородской губернии. Первые заказы были ориентированы на нижегородскую вышивку. Покупателями строчевышитых изделий было среднее купечество и мелкие промышленники всех территорий, где продавались вышитые изделия. «... в течение XVIII – начале XX в. изменялся характер вышивки: еѐ техника, материал, колорит, сюжеты и мотивы, а также источники, которые послужили прототипом многих из них … что было связано с интенсивным развитием капиталистических отношений в России» [9, с. 199]. Старинные орнаментальные узоры строчевой вышивки заменяются новыми орнаментами. Появляются строчевые узоры с изображением розы, виноградных гроздьев, веточек смородины, полевых цветов, вьюнков. Впервые стали воспроизводиться в вышивке бабочки и простые по очертанию птицы. В данном регионе строчевая вышивка по мелкой сетке была связана с традициями монастырской работы существовавшей до начала ХХ века. Мастерицами выполнялись нарядные покрывала, простыни, накидки на подушки и др. К началу ХХ века появляются различные виды гипюров, «вологодские стекла», при выполнении которых ткань вырезалась в виде квадрата, ромба, прямоугольника и на еѐ место воспроизводился сплошной ажурный мотив со множеством очень тонких фактурных разделок. Ткань становилась обрамляющим элементом. Такой тип вышивки характерен для Новгородской губернии. В промысле Верхнего Ландеха этот вид вышивки не закрепился. Мастерицы предпочли белую строчку по мелкой сетке, которой владели в совершенстве. В артели к Всероссийской художественной выставке строчевых изделий 1923 года работы были выполнены по старинным рисункам. Развитию вышивального промысла Верхнего Ландеха способствовала открывшаяся в 1928 году в этом селе строчевышивальная профтехшкола, в которой молодѐжь обучалась приемам вышивки. Белая строчка по мелкой сетке для данного региона была традиционной, еѐ могли выполнять все вышивальщицы. В 1938 году изделия Верхнего Ландеха экспонировались на выставке в Париже, где были отмечены призами. В конце 1960 годов на Верхнеландеховской фабрике возобновляется выполнение изделий с традиционными более сложными узорами, многообразием приѐмов выполнения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=