Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 90 форме «кубанцов» очень точны и правильны в построении, им свойственна укрупнѐнность масштаба, но благодаря светотеневой разработке и богатству фактуры, они не производят впечатления сухости и механичности. «Кубанцами» расшивали полотенца, скатерти, салфетки, постельное бельѐ. Кроме вышивки белыми нитками по льняному полотну, мастерицы также вводили и цветную нитку в контур, а иногда некоторые элементы в вышивке исполнялись нитками контрастных ярких расцветок – красных, черных, зелѐных. Огромное значение для возрождения строчевышивального промысла в Палехе имела художественно-учебная мастерская, организованная в 1923 году. В 1927 году мастерская из Палеха была перенесена в село Васильевское. Большую долю в сбыте палехской продукции составлял экспорт. Экспорт предъявлял высокие требования к качеству изготовления строчевышивальных изделий, способствовал культивированию чистоты и аккуратности исполнения вышивки. Успешное развитие Палехской артели было нарушено Великой Отечественной войной. В конце 1942 года строчевышивальное производство вновь стало возрождаться. В 1944 году была восстановлена Пелехская артель. В результате ликвидации в 1944 году Шуйского строчевого союза с его хорошо отработанной системой разделения функций между артелями промыслу пришлось делать самостоятельные шаги в формировании ассортимента, выполнении подготовительных и отделочных работ, в поисках рынка сбыта готовой продукции [10]. В 1946 вышивки палехской артели на республиканском конкурсе были удостоены Диплома второй степени. В 1948 году палехская артель насчитывала 325 вышивальщиц. В 1949 году к Палехской артели присоединилась Пановская артель, а в 1954 году – Мало-Дарковская. Значительным по своей важности событием в 1960-е годы явилось создание на фабрике экспериментально-творческой лаборатории. В 1969 году на фабрике был проведен новый цикл работ по переводу ручной вышивки на машинную. В связи с чем, процесс исполнения строчевой вышивки, достаточно трудоемкий ускорился. К 1970 году на фабрике сложился ассортимент изделий, составивший основу продукции последующих десятилетий. В эти годы процесс освоения забытых приемов и техник, характерных для традиционной ивановской вышивки, охватил все строчевышивальные фабрики Ивановской области. Излюбленные в Палехе «кубанцы» приобрели больше разнообразия и вариаций. Среди множества узоров наиболее часто воспроизводился мотив «пуговка», имеющий вид уступчатого ромба, ажурные квадраты которого заполнены мелкими кружочками. На скатерти (хранящейся в музее Палеха), выполненной в 1993 году, используются мотивы «пуговка», «кудри», «монашки» и многое другое, что с незапамятных времѐн сохранено палехскими искусницами. Прозрачна и легка, словно воздух, вышивка на рушнике, представляющем композицию из двух стилизованных павлинов, выполненных в технике мелкой ивановской строчки. Черный контур, словно быстрый и безошибочный росчерк пера, подчеркивает изящные изгибы сказочных птиц [11]. Коллекции вышитых палехских изделий находятся во многих музеях страны: Москве, Санкт-Петербурге, Иванове и др. К концу ХХ века нет Мало- Дарковского и Крутецкого цехов ручной вышивки, распущены мастерицы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=