Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 9 Требование полноты таблицы категорий Кант считает принципиально важным, ибо эта таблица должна совершенно заполнять «всю область чистого рассудка» [2, с. 109 (В89)]. Она служит методической основой для дальнейшего построения системы науки разума. Дело в том, что из категорий «происходят также соответствующие им столь же чистые производные понятия » (предикабилии) [2, с. 120 (В 108)], которые в соединении с категориями позволяют составить «полный словарь» чистых понятий рассудка, где частные «отделы» заданы самими категориями [2, с. 121 (В109)]. Если же можно быть уверенным, что таблица категорий «содержит в себе все элементарные понятия рассудка и даже форму системы их в человеческом рассудке» [2, с. 121 (В109)], то она позволяет начертать план всей науки разума. Таблица категорий определяет все основные моменты науки рассудка и порядок этой науки [2, с. 121-122 (В110)]. Обращает на себя внимание встречающаяся только здесь оговорка: « В теоретической части философии эта таблица чрезвычайно полезна и даже необходима…» [2, с. 121 (В109); курсив наш – А. С.] . Если понимать эту оговорку буквально, то, при любом ответе на вопрос об оправданности кантовских претензий на полноту таблицы категорий рассудка , сферу ее применимости пришлось бы ограничить только сферой теоретической философии (философии природы). В таком случае таблицу категорий можно было бы на законных основаниях дополнить не только таблицей подчиненных категориям производных понятий природы (предикабилий), но и основополагающей для практической философии, как отдельной области философского исследования, таблицей первоначальных понятий свободы . Ибо тогда в морально-практической области возможны были бы особые категории чистого рассудка, не стоящие ни в каком логическом отношении к категориям чистого рассудка из области «теории», и потому не являющиеся категориями чистого априорного познания разумом , а возможно, не являющиеся, в строгом терминологическом смысле, категориями вообще. Однако не подлежит сомнению, что Кант в годы создания «Критики чистого разума» не считал подобное возможным , и потому квалифицировал свою систему чистых понятий рассудка как полную и исчерпывающую по отношению ко всей области рассудка без оговорок . Чистые практические законы, как априорные основоположения свободы, уже в первой «Критике» получают свою «цель» от законодательства разума, и суть «продукты чистого разума» [2, с. 591 (В828)]. Они возникают в результате иного применения разума, в них разум устанавливает иную ценностную иерархию, чем в области, где законодательствует прагматически озабоченный рассудок; однако они не выводят субъекта за границы области чистого рассудка как такового. Вопрос «что я должен делать?» «может… принадлежать чистому разуму» [2, с. 594 (В833)], который содержит в себе нравственные законы как «принципы возможности опыта » добрых поступков [2, с. 595 (В835)]. Действительность морально-практического законодательства из чистого разума пока еще не удостоверена Кантом; но сама возможность в этой области чистых синтезов a priori, в известной степени однородных с чистыми синтезами в сфере «теории», остается несомненной. Именно поэтому и таблица двенадцати категорий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=