Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 84 под названием «пава-птица». «Фигурки птицы вышивались в профиль обобщенно, с характерными деталями: хохолком и пышным хвостом, напоминающим цветочный букет. Павы представлены по сторонам куста, дерева, повѐрнуты друг к другу или следующими друг за другом. В шуйских вышивках павы отличаются фантастичностью и сказочностью, пышностью, богатством строчевых разделок, обогащенных цветной обводкой по контуру из шелковых и шерстяных ниток» [10, с. 60]. Из орнитоморфных орнаментов также воспроизводятся мотивы двуглавого орла – веяние Византийской культуры. Растительный мир имеет значительное место в орнаментах строчевой вышивки. Более архаичные изображения сохраняют геометризованный характер, строгую графичность и торжественность. Характерные разделки ячеек мелкой сетки – «сплошной настил», «штопка», а наряду с ними – лѐгкие «паутинка», «копеечка». «Вышивки архаического типа справедливо признают выдающимся явлением русского народного искусства. Это один из важных источников для раскрытия особенностей древнего мировоззрения их создателей» [9, с. 156]. Эпоха петровских преобразований оказала широкое и активное воздействие на народное искусство, что проявилось в распространении на изделиях бытового убранства – строчевых подзорах – изображения сложных бытовых сцен. Характер изобразительного ряда строчевой вышивки зачастую был связан с дворянским бытом. Способы строчевого шитья применявшиеся в передаче изобразительных форм, отличаются большим разнообразием и выразительностью. После реформы 1861 года, когда ощутилась острая необходимость в дополнительном заработке, высокое мастерство вышивальщиц нашло применение в промышленной деятельности. В конце XIX – начале XX веков в Московской, Новгородской, Владимирской, Нижегородской, Тверской и других губерниях возникают и развиваются вышивальные промыслы с ориентацией на город. «Во Владимирской губернии наибольшее развитие строчевышивальный промысел получил в трех уездах: в Гороховецком, около Верхнего и Нижнего Ландехов, в Вязниковском, вблизи слобод Мстѐра и Холуй, и в Шуйском, около села Васильевского. Центром вышивального района стало село Верхний Ландех, где сформировалась строчевышивальная мануфактура местного купца Н. Н. Елисеева, ставшего монополистом в организации строчевышивального промысла в этом районе. Мастерицы вышивальщицы Верхнего и Нижнего Ландеха, Палеха, Холуя, Пестяков и других мест работали только на хозяина и на материале мануфактуры. … Большие партии вышитых изделий накапливались на складах в Верхнем Ландехе, а затем отправлялись в Москву, Петербург, на Урал и Дон, в Сибирь и на Восток. Торговал Елисеев и с Америкой» [10, с. 15-16; 5, с. 293]. Вышивка в Шуе очень рано приобретшая формы ремесла, к началу ХХ в. получила широкий промысловый размах. Развитие художественного шитья в Шуе определялось скупщиками, заказчиками и требованиями городского рынка. Торговля за границу, внесла изменения символики в угоду покупателей [11]. Основой распространения вышитых изделий было купечество, средний слой жителей городов. В соответствие со вкусами этой социальной среды ведущее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=