Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 83 Белая строчка – это один из основных видов строчевого шитья. Белоснежный узор, выполненный «настилом», «штопкой», «воздушными петлями» и «паучками» необычайно выразителен на прозрачном фоне сетки. Издревле белый цвет считали символом неба и небесного света. Белое льняное полотно, а затем хлопчатобумажное служили основой для выполнения вышивки по разреженной ткани, а именно строчевой. К строчевым швам относятся: мережки, белая строчка, цветная перевить и др. Строчка по мелкой сетке с ячейкой 0,2 см рано стала домашним крестьянским ремеслом, причем преобладала белая строчка. В вышивке Ивановского края выражено, прежде всего, исконное мастерство владимирских строчей, в ней сосредоточилось все многообразие техник и приемов, характерных для русской вышивки Верхнего Поволжья и русского Севера. Северные русские красавицы в приданом (праздничном и свадебном нарядах) имели коруну или кокошники разных форм, искусно унизанные жемчугом с налобными сетками и обнизью, височные и нагрудные украшения. Северные сарафаны шили из дорогой тафты, атласа – драгоценных тканей, которые привозили из заморских стран купцы в подарок своим дочерям и женам и на продажу. Такому дорогому костюму и рубаха должна была быть под стать. Имеющиеся в фондах Гороховецкого историко-архитектурного музея, «рукава женских рубах Гороховецкого и Вязниковского уездов Владимирской губернии XIX века, пышные вверху и резко суженные к запястью, украшались на уровне запястий белой строчевой вышивкой» [13, с. 356]. «В вышивках XVIII-XIX веков сохранились очень древние изобразительные мотивы. Вечные силы живой природы находили отражение в содержании вышивки, мотивы которой полны символики. Знак солнца в них предстает в виде ромба, круга, ладьи с конскими и птичьими головами; женская фигура – это богиня – Мать сыра земля с воздетыми к солнцу руками; среди растительных форм – древо жизни с предстоящими фигурами всадников, птиц, оленей и т.д. Вышивки выполняли не просто для украшения, хотя эстетическое начало всегда имело большое значение, но и как обереги от зла; они были призваны нести добро человеку и важную информацию о мироздании» [12, с. 50]. Среди многочисленных центров русских художественных ремѐсел, находящихся в Ивановском крае, город Шуя занимает особое место. Первые письменные свидетельства существования Шуи относятся к XVI веку, к периоду царствования Ивана Грозного [2]. «Шуя является с древних времѐн центром русской промышленности, торговли, развития различных ремѐсел и народных промыслов. Промышленность в Шуйском округе развивалась потому, что в силу местных естественноисторических и физико-географических причин, а также в силу особенностей исторического развития, на территории округа нельзя было прожить одним сельским хозяйством (своего хлеба хватало только до половины зимы)….» [8, с. 144]. Шуйские мастера ткали холсты, выделывали сукна, кожу, овчину, плели корзины, шили шапки, полушубки и др. [8 ]. В белой строчевой вышивке в костюме и предметах домашнего обихода города Шуи часто воспроизводились зооморфные мотивы: петухи, олени, кони, барсы, павы, лебеди. Особой любовью у шуйских мастериц пользовался узор

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=