Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 8 невозможно установить, имеют ли понятия отношение к объекту, или они – просто игра рассудка [2, с. 244 (В288)]. Мышление рассудка «без чувственности … не имеет объекта» [2, с. 280 (В343)]. По Канту, человеческий рассудок сам по себе только мыслит , т.е. приводит данный в чувственности синтез многообразия к единству самосознания, но ничего не познает . Для подлинного познания ему нужен «материал»: чувственные созерцания, данные «посредством объекта» [2, с. 157 (В146)]. Итак, хотя категория рассудка есть неотъемлемое условие возможности объективного определения всякого объекта, она не может получить такого определения из самой себя, для этого нужно многообразие эмпирических созерцаний. Категории «чисто и без примесей возникают в рассудке как абсолютном единстве» [6, с. 57-58]. Источник категорий, следовательно, независим от чувственности [2, с. 156 (В144); 2, 255 (В305)]. Если категория, по Канту, есть выраженное в общей форме единство синтеза многообразия [2, с. 118 (В104)], то вполне закономерно, что критический философ может методически последовательно установить систему категорий, их точное число и порядок. б) проблема полноты таблицы категорий в общем виде и в этическом аспекте. Но как можно быть уверенным в том, что философская рефлексия исчерпывает все чистые категории? Своеобразие кантовского учения о познании состоит в том, что категории в нем – не неподвижные «образы»; категории, в своей основе, суть действия (рассудка). Те же самые акты рассудка, которые создают «логическую форму суждения в понятиях», внося в понятия аналитическое единство, при помощи синтетического единства многообразия в созерцании вообще вносят содержание в категории [2, с. 119 (В105)]. Теперь Кант может уточнить: категорий рассудка существует ровно столько же, сколько есть этих общих форм деятельности рассудка, «логических функций во всех возможных суждениях» [2, с. 119 (В105)]. Благодаря этому уточнению может быть составлена таблица категорий из двенадцати элементов. Кант признает эту таблицу исчерпывающей и окончательной, поскольку говорит: «рассудок совершенно исчерпывается этими функциями и его способность вполне измеряется ими» [2, с. 119 (В105)]. Таблица категорий включает в себя только чистые категории рассудка, в нее не входит ничто, не являющееся категорией. Но она есть также «перечень всех первоначальных чистых понятий синтеза, которые рассудок содержит в себе a priori» [2, с. 120 (В106); курсив наш - А. С. ]; то есть в ней не пропущено ни одно понятие, достойное имени категории, так что «чистому рассудку присущи именно такие, а не иные понятия» [2, с. 120 (В107)]. Между тем, например, понятиям традиционной метафизики о «единстве, истинности и совершенстве» Кант отказывает в статусе категорий, замечая, что они не дают оснований считать «трансцендентальную таблицу категорий» неполной [2, с. 125 (В115-116)]. Итак, претензия Канта такова, что таблица категорий включает все чистые понятия рассудка: «таблица категорий полностью содержит все чистые рассудочные понятия, а также все формальные акты рассудка в образовании суждений» [3, с. 64 прим.].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=