Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 74 despondency. Against the background of physical weakness, Tolstoy feels his rebirth, the transition to a qualitatively different form of life, which is the result of his spiritual quest, the transfer of his thoughts and feelings to other people. This, according to Tolstoy, is the secret of immortality, the meaning of human life. Tolstoy presents this spiritual transformation in the form of a metaphor of a sprouting grain, generating a positive emotive and evaluative message. Keywords: L. N. Tolstoy, personality, diary, self-improvement, self-education, autocommunication, personal discourse. DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-2-73-79 Дневник Толстого – самая полная автобиография, составляющая тринадцать томов девяностатомного собрания сочинений писателя и представляющая интерес для специалистов разных областей. Лев Николаевич начал вести его в девятнадцатилетнем возрасте и делал заметки до своей смерти в течение пятидесяти трѐх лет. Записи конца сороковых годов характеризуются конкретностью поставленных задач, нормативностью и императивностью к самому себе. Заметки зрелого Толстого отражают иное отношение к себе, требование от себя совершенствования. Пожалуй, главное, что беспокоит Толстого, в семидесятилетнем возрасте – это его душа, его жизненное предназначение, поиск нравственной истины. Для личности Л. Н. Толстого характерны такие качества, как саморефлексия, стремление к постоянному самосовершенствованию, следствием которого стала религиозность. Постепенно дневник трансформировался из планинга в средство самовоспитания. Он использовался Толстым не только как форма автокоммуникации, позже, когда у него появилась семья, когда пришла литературная слава и известность, Толстой понимал, что его дневник также может рассматриваться как одно из его произведений, знакомство с которым может стать доступно любому читателю. Толстой задумывается о содержании записей, которые могли скомпроментировать как его, так и его близких. Однако итогом размышлений становится его решение оставить все записи как свидетельство развития его личности, осознанного чувства любви к Богу, которое пришло уже в зрелом возрасте. Толстой боится идеализации своей личности и хочет, чтобы его воспринимали таким, какой он есть на самом деле. « Дневники мои прежней холостой жизни, выбрав из них то, что стоит того, я прошу уничтожить, точно так же и в дневниках моей женатой жизни прошу уничтожить всѐ то, обнародование чего могло бы быть неприятно кому-нибудь. ... Дневники моей холостой жизни я прошу уничтожить не потому, что я хотел бы скрыть от людей свою дурную жизнь: жизнь моя была обычная дряная, с мирской точки зрения, жизнь беспринципных молодых людей, но потому, что эти дневники, в которых я записывал только то, что мучало меня сознанием греха, производят ложно одностороннее впечатление… А впрочем, пускай остаются мои дневники, как они есть. Из них видно, по крайне мере, то, что, несмотря на всю пошлость и дряность моей молодости, я всѐ-таки не был оставлен Богом и хоть под старость стал хоть немного понимать и любить Его». (27 марта 1895) [4, с. 15]. Уже в молодости Толстой писал программы самовоспитания, предъявлял к себе высокие требования, результатом чего была негативная оценка своих

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=