Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(42). 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 2 (42), июль 2022 г. 68 диалектическом единстве философии и религии, подчеркивая, что они нуждаются друг в друге. Религиозная вера в поисках своих оснований приближается к философии, а философия, чтобы быть содержательной и достоверной, сама нуждается в религии. Философская вера у него, по существу, предстает как экзистенциальная вера, потому что существование трансцендентного не может быть обосновано с помощью рациональных доказательств. Она включает важный элемент личностного осознания высшего бытия и в тоже время остается философией, так как все-таки предполагает знание о трансцендентном, подтверждаемым апофатическими аргументами разума. Позиция Ясперса в понимании философской и религиозной веры в определенной степени оказывается амбивалентной. В ней ощущается некоторая неустойчивость, соединяющая элементы критики с доверием, отвержения с принятием. Здесь необходимо учитывать, что философский горизонт К. Ясперса двойственен, и, как пишет С. Аверинцев, в нем явственно просматриваются интеллектуальное напряжение между мыслителями, определившими философскую культуру Ясперса: Канту и Гѐте противостоят Кьеркегор и Ницше, Пармениду – Августин. Поэтому свой труд Ясперс называет «философствованием», подчеркивая принципиальную незавершенность, открытость интеллектуального процесса, в котором вопросы доминируют над ответами [15]. В этом контексте, Ясперс сближает себя с Киркегором, который тоже не занимался академической систематической философией. В термине «философствование» Ясперс видит бо́льший смысл, чем в слове «философия». Именно в философствовании проявляется экзистенциальная вера и совершается экзистенциальное просветление проблем человека в контексте его временно́го бытия. Хотелось бы обратить внимание, что вызревание идеи экзистенциальной веры происходит не только в рамках западноевропейского дискурса. Большой вклад в этот процесс был сделан и представителями русской философской культуры. Так, например, идеи Л. Н. Толстого можно отнести к теолого- экзистенциальному подходу в обсуждении интересующего нас вопроса. Основной смысл религиозного философствования Толстого раскрывается в его поздних сочинениях, в частности, таких как «Исповедь», «В чем моя вера», «О жизни» и др. Писатель отмечает невозможность обретения собственного Я, понимания своего единства с Универсумом вне веры: «Я перешел от нигилизма к церкви только потому, что сознал невозможность жизни без веры, без знания того, что хорошо и дурно помимо моих животных инстинктов. Знание это я думал найти в христианстве» [16]. Эти произведения – опыт проникновения в смысл основных положений христианства, который оказался очень близким экзистенциальному мироощущению, что особенно заметно тогда, когда речь у него заходит о самоценности существования отдельной личности. Толстой переводит проблему религиозной веры в контекст психолого-личностного зрения, предполагающего перманентную саморефлексию индивида, что, как известно, является узловой проблемой и пафосом всей экзистенциальной философии. Специалист в области русской философии Е. Д. Мелешко отмечает, что в основе диалогичного отношения человека и Бога, по мысли Л. Н.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=